Составление гальдраставов. Часть I.
Составление гальдраставов (магических знаков из германо-скандинавской языческой культуры) является одной из разновидностей магического искусства. Видоизменившись, оно дожило до наших дней и стало весьма популярным в современных эзотерических кругах. Однако владение им на высоком уровне остается редкостью. Существуют разные способы создания гальдраставов — какие-то уходят корнями вглубь веков, иные выдуманы сравнительно недавно. Каждый из них занял своё место в современной реконструкции Рунической традиции и Гальдра.
Значение слова «гальдрастав» известно многим практикам магии, но я повторю для тех, кто не знал.
Ближе к оригинальному названию оно звучит, как galdrastafir — данное слово древнеисландское, и подавляющее большинство гальдраставов известно нам из древнеисландских источников, а именно из многочисленных рукописей. Оно складывается из двух слов: древнеисландское слово galdr (песня, заклинание, магия), на прагерманском звучащее, как [3aldran], где [3] — фрикативная «г», и древнеисландское слово stafir (дощечка, знак), на древнегерманском звучащее, как stafur согласно книге Л. Л. Кораблева «Гальдраквер» 2015 г. В англо-древнегерманском словаре Владимира Орла я не нашел «stafur», но встретил слово stabaz, означающее письмо, букву, шест, палку. В целом этимология слова понятна — гальдрастав дословно означает «заклинательный знак», «магический знак» или «колдовскую палку».
Конечно, гальдраставы не ограничивались нанесением на деревяшки, и вариантов их использования не счесть.
Увы, но хотя о гальдраставах знают многие колдуны, оккультисты, эзотерики и так далее, принципы их создания известны менее широко. Из-за этого значительная часть современных гальдраставов-новоделов больше похожа на сумбурное нагромождение рун, даже на беглый взгляд контрастирующее с гальдраставами из средневековых источников.
Вот подборка типичных современных гальдраставов и того, что за них выдается.
Некоторые примеры современных гальдраставов
Я не буду доказывать правильность или неправильность каждого отдельного знака, так как статья не об этом. Но в целом многие из современных ставов смотрятся весьма странно и неказисто.
Ныне среди эзотериков совершенно нормально оперировать такими словами, как энергия, вибрации, скан и прочие. Многие умеют ловить ощущения и чувствовать энергию знаков, понимать, какая программа в них заложена, и оперировать всем этим. Но историко-археологические свидетельства, связанные с магией, говорят, что в далёком средневековье работа с ней была иначе. Потому, наверняка, гальдраставы составлялись, исходя из других соображений.
В целом, современных принципов составления гальдраставов несколько, одни из них являются своеобразной попыткой возродить исконные традиции, другие — порождения современных взглядов на магию печатей. И не все эти способы очевидны для человека, малосведущего в истории рунической магии. Я постараюсь перечислить известные мне.
Способ 1
Первый, далеко не самый распространённый в прошлом, зато очень популярный сейчас — это расставить руны на листе бумаге или экране монитора, исходя из передаваемых ими мыслеформ и из ассоциаций относительно их взаимного расположения. Уверен, многие читатели натыкались на яркие картинки в дебрях эзотерических форумов, блогов или групп соцсетей, где на фоне красочной картинки пестрит навороченный став, а рядышком расписаны составляющие его руны и одиозное название сего «шедевра». Частенько ставам пытаются придать силуэт чего бы то ни было, дабы добавить ему ассоциаций с этим. Такой подход — вездесущая и низкокачественная магическая попса.
Интереса ради, попробуем сделать так же. Расположим посередине руну Манназ, означающую человека, Урузы вокруг него, означающие силу, совмещенные с Турисазами, означающими ответный удар на нападки. А в соединении Урузов и Турисазов упомянем в описании скрытые Вуньйо, руны победы.
Затем, чтобы не выбиваться из «эзотерического тренда», этому «ставу» надо придумать название, оговор, активацию 4-мя стихиями, дыханием или ещё чем-то на современный манер, после чего многие авторы, как я уже писал, окрашивают свои творения в яркие цвета, накладывают на картинку в Пеинте или Фотошопе, и готово. Например, как ни рисунке ниже (я сделал в Иллюстраторе):
Это ни в коем случае не пример для подражания. Хотя став я постарался сделать рабочим, дорабатывать тут есть что! Большинство же людей делают именно так, грубо, разляписто, не элегантно. Я же лишь хотел показать, на сколько легко и быстро штампуются подобные ставы, и на сколько этот способ общедоступен. У меня ушло минут 15 на всё.
Особо рьяные рунологи таким образом умудряются создавать просто колоссальные мегаставы, где в одну кучу мешают всё, что угодно, — от искажённых знаков разных футарков (рунических алфавитов) до символов иных традиций, геометрических фигур, завитушек, орнаментов, демонических, ведических, хаотических и прочих псевдорун, и любого бреда, на который хватит их фантазии.
Стоит ли говорить, что среди подобного творчества вменяемых гальдраставов мало, и основная масса — нелепая мешанина, нерабочая или дающая непредвиденный и слабый эффект.
Этот способ самый непрофессиональный, нетребовательный к знаниям и любимый дилетантами. Хотя в умелых руках он даёт нужный результат, только в нём не нужна мишура.
Способ 2
Более умеренный в количестве рун и обычно более адекватный способ — писать в ряд несколько рунических знаков, опять же, основываясь на их значениях, где энергоинформационные составляющие рун смешиваются в один поток, дополняя и усиливая друг друга.
К примеру, обозначить денежную награду руной Йера, по бокам нанеся руны Феху, чтобы акцентировать смысл става именно на деньгах, а не на другой награде, а сбоку от обеих Феху записать Лагузы, как облегчение пути к желаемой награде. И получится став Лагуз-Феху-Йера-Феху-Лагуз. В таких случаях порою более важные руны пишут чуть выше, в приподнятой строке, дабы акцентировать внимание на них (как изображено на рисунке), однако это необязательно и можно писать просто в ряд.
Гальдрастав для получения денежной награды Лагуз-Феху-Йера-Феху-Лагуз
Ставы из способа 2, и из следующих способа 3 и 4 еще называют руноскрипты или рунические скрипты, хотя лично я не очень люблю это названия, предпочитая более традиционное «гальдрастав».
Способ 3
Иной распространённый и довольно простой способ составить рабочую руническую формулу — это составить как бы фразу из рун, где каждая руна выступает в роли отдельного слова или мыслеформы.
Например, мы хотим привести человека к некой победе. Название руны Манназ буквально означает «человек» и мы обозначим человека ею. Путь, дорога, достижение чего-либо, в том числе с преодолением препятствий, — это руна Раидо. Мы можем усилить и ускорить её эффект, записав рядом с ней руну Тейваз, которая в числе прочего означает стремительный напор и пробивные качества, даёт силу для достижения чего-либо, целеустремлённость, сосредоточенность на текущей задаче и тому подобное. Руна же Вуньйо значит радость, победу, успех. Руны подобраны, записываем Манназ-Тейваз-Раидо-Вуньйо:
Гальдрастав для скорой победы
И выходит буквально следующее: человек (Манназ) — упорство, целеустремленность (Тейваз) — путь и преодоление препятствий на нём (Раидо) — победа (Вуньйо).
Как видим, достаточно знать значения рун и не мудрить там, где это не нужно, чтобы быть способным составить гальдрастав практически на любой случай.
Способ 4
Способ создания рунических вязей, называемых ещё вязаными рунами или банд-рунами (band-runir, в переводе на рус. — связки рун) тоже очень приглянулся современным рунологам. И сейчас в интернете можно найти полно вариантов такого использования рун.
Вот, судя по всему, современные варианты банд-рун на амулетах:
Одна из современных банд-рун на амулете
Другая современная банд-руна на амулете
Не путайте банд-руны, где каждая руна несёт определенный посыл, усиляющий и корректирующий посылы других рун, с банд-рунами, созданными из слов и фраз и несущими в себе мыслеформу слова (фразы). Последний тип можно продемонстрировать на примере известной в интернете картики с бандрунами, составленными рунологом Эдредом Торссоном (Флауэрсом). В его трудах много ошибочных сведений, но стилистика конкретно этих ставов близка к аутентичной:
Рунические вязи из определенных слов
Как водится, средневековые банд-руны зачастую отличаются стилистикой от современных эзотерических поделок. С чего же всё начиналось?
Рунические вязи часто служили для записи фраз. Одним из артефактов с таким использованием рун является купель для крещения (Швеция, 1100 г.) с изображением полумифического короля Гуннара в змеиной яме.
Купель для крещения (Швеция, 1100 г.) с изображением короля Гуннара
Другим интересным образцом можно считать «рунический камень из Кингикторсоака» (Гренландия, начало XIV в.). Похоже, что в его надписи фигурируют подобия рунических вязей.
Рунический камень из Кингикторсоака (Гренландия, начало XIV в.)
Бандруны в средневековье использовались и по-другому — когда совмещались несколько одних и тех же рун, возможно, для усиления некоего эффекта. Как на камне G88 из Кюльвера, где в конце одной из написей можно видеть многократно совмещенную руну Тейваз.
Надпись на камне из Кюльвера, в конце которой знак, похожий на многократно совмещенную руну Тейваз
В современной манере, где каждый знак добавлял к общему эффекту свою составляющую, в древности, вероятно, руны тоже использовались. А сейчас это частая практика.
К примеру, нам нужно помочь себе с исцелением, и мы хотим использовать руническую вязь. Подбираем для неё руны. Уруз — руна, означающая наряду с прочим мощь, здоровье и физическую силу. Альгиз — в определённом смысле руна жизни, способная давать приток положительной энергии, заставить что-либо расти и «расцветать». Тейваз — эта воинская руна сама по себе не дарит жизнь, но в совокупности с другими усиливает их эффект, ускоряет его, наделяет свойством пробивать препятствия.
Теперь надо соединить их вместе так, чтобы было минимум «скрытых рун», то есть, образованных исключительно резами других рун, а не нанесенных специально. Позаботьтесь о том, чтобы течение энергопотока оказалось как можно более прямым и беспрепятственным, а сами руны смотрелись и располагались гармонично, без особых искажений пропорций. Тут можно придумать несколько вариантов, я выбрал этот:
Банд-руна для исцеления
Данная банд-руна сама по себе несёт исцеляющий эффект, но наиболее раскроется вкупе с другими способами исцеления.
Как видите, ничего сложного. Но надо понимать на геометрию энергопотоков, иметь на них чутьё, ощущать баланс между энергиями рун и знать, какие можно совмещать вместе, а какие нет. Я еще упомяну об этом подробнее.
Таковы самые простые способы составления гальдраставов, применяемые сегодня. В следующей части статьи речь пойдет о более сложных, но способных на более мощный эффект, способах. Также я расскажу общие правила, освоив которые, вы сможете создавать свои ставы эффективней.
Продолжение статьи: Составление гальдраставов. Часть II.
Автор: Phoboss