Праздник сикхов
Городок Нанкана Сахиб, расположенный всего в 90 км от Лахора — одного из самых больших городов Пакистана, теряется среди рисовых полей провинции Пенджаб. Но раз в год этот небольшой провинциальный город просыпается, чтобы стать хозяином одного из самых старинных и пестрых религиозных праздников Южной Азии — со всего Индостана и из-за границы сюда съезжаются сикхи, чтобы отметить день рождения своего главного учителя. Именно здесь в 1469 году родился основатель сикхизма Гуру Нанак.
«На этот раз — это самый пышный праздник за последние годы», — радостно говорит Нараджит Сингх, паломник, прибывший из Индии. По его словам, лишь в прошлом году после многолетнего перерыва власти Пакистана разрешили приехать индийским сикхам, в качестве жеста доброй воли — между двумя странами-противниками в последнее время наметился процесс нормализации. Тогда в Нанкана Сахиб приехали более двух тысяч индийских сикхов. «А сейчас только из Индии прибыли пять тысяч человек, а еще есть из Британии, Америки, Франции, даже, говорят, из Восточной Европы», — сообщает Нараджит. В течении нескольких дней (официально трех, но на деле — не меньше недели) сикхи со всего мира будут отмечать здесь свой главный праздник.
Сикхизм появился как религиозно-реформаторское движение на территории древнего индийского княжества Пенджаб в XV веке. В 1947 году во время раздела Британской Индии территория Пенджаба оказалась поделенной между Индией и Пакистаном, сикхская святыня Нанкана Сахиб оказалась на пакистанской территории, тогда как большая часть сикхов — на индийской.
Сегодня в Индии сикхизм исповедуют около 15 миллионов человек, а в самом Пакистане их немного, поэтому большинство паломников — приезжие.
Ближе к центру города в глаза бросаются старинные дома с покосившимися стенами и потемневшими деревянными балконами, которые уже усыпаны жительницами города в пестрых восточных одеждах, ждущими праздничного шествия. Этим кварталам, как говорят местные, по 150 - 200 лет. Они были выстроены во времена сикхского могущества вокруг главной святыни — гурдвара (храма), возведенного на месте рождения Гуру Нанака. В этом городке, который тогда назывался Талванди, молодой Нанак начал проповедовать свои идеи. В вероучении Нанака причудливо переплелись представления индуизма и ислама, и вскоре новая вера, привлекшая выходцев из обеих религий, стала доминирующей во всем Пенджабе.
Толпа на улицах Нанкана Сахиба удивляет своим разнообразием. На людях надеты и характерные сикхские штаны особого покроя, и пакистанские национальные шальвар-камисы, и прекрасно сшитые европейские костюмы с галстуками. Всех объединяют только разноцветные тюрбаны. На подходах к самой святыне появляются сикхи, перепоясанные перевязями с мечами. У многих на поясе характерные кинжалы. Сикхизм — религия воинственная, и каждый молодой сикх, прошедший обряд посвящения, получает к своему имени приставку «сингх», что в переводе с санскрита значит «лев». Не случайно сикхский Пенджаб дольше многих других частей Индии сопротивлялся британским колониальным войскам — англичане смогли присоединить княжество к Британской Индии лишь после двух кровопролитных англо-сикхских войн. «Сикхи должны иметь пять отличий, — объясняет один из паломников Чаттар Сингх. — Это длинные волосы и борода с усами, гребень, железный браслет, штаны особого покроя и меч. Волосы аккуратно укладываются под тюрбан». Сам Чаттар Сингх одет в серый европейский костюм, ни меча, ни кинжала при нем нет. Заметив мой взгляд, он улыбается: «Конечно, мечи и ножи носят уже далеко не все, как, впрочем, и штаны «качх» или браслет. А вот волосы укладывают под тюрбан все».
Гурдвар, красивое здание в белых и розовых тонах, уже окружено многими сотнями людей. Они сидят, лежат, бродят вокруг в ожидании начала торжеств. Вскоре появляется группа бородатых мужчин, вооруженным мечами. Это охранники гурдвара. Они выстраивают что-то вроде почетного караула у входа в храм. Затем из ворот на особом поддоне выносят какую-то святыню, усыпанную живыми цветами. Охранники разом вынимают мечи из ножен и на солнце вспыхивают причудливые узоры дамасской стали. Охрана сикхских храмов вооружена настоящим старинным оружием.
Люди окружают обсыпанную цветками живых роз святыню и выходят из храмового двора. Началось шествие. Толпа, выкрикивая «Вахи Гуру!» («О, Гуру!») и распевая сикхские гимны, двинулась по старинным улицам вокруг храмового комплекса. В толпе непрерывно звучат барабаны. Очевидно, именно так это происходило здесь и сто, и триста лет назад.
Источник: http://rian.ru/