Магия, гороскопы, именины, заговоры, привороты, тайна и значение имени, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека Молот ведьм. Часть I (1486 г.)
 
Новости
 
Имена
 
Лекарственные растения
 
Гороскопы
 
Сонник
 
Календарь
 
Камни и минералы
 
Гадания
 
Заговоры
 
Цитатник
 
Библиотека
 
Энциклопедия
 
Каталог
 
О проекте
 
Гостевая
 
Форум
 
Рекламодателям
 
   
Реклама
Реклама
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


Молот ведьм. Часть I (1486 г.)

Шпренгер Яков, Крамер Генрих

Глава 7. Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть?

Спрашивается, могут ли демоны через посредство ведьм воспламенять в сердцах людей глубокую любовь или ненависть? На основании вышесказанного на этот вопрос дается отрицательный ответ.

    1. У человека имеются воля, рассудок и тело. Волею руководит сам бог, т.к. сказано: «Сердце царево в руке божией». Рассудок просвещается его ангелом, а тело находится под влиянием светил небесных.
    2. Демоны не могут, преобразуя тело, находиться внутри них, а тем паче в душе и возбуждать там любовь и ненависть. Ведь у них по природе больше власти над телом, чем над духом. Уже выше было доказано, что они не способны преобразовывать тела, если нет другого действующего начала. Об этом говорится в каноне Епископи, [XXVI, 5]: «Кто верит, что какое-либо существо может перейти из одного состояния в другое, кроме как с помощью Творца Вселенной, тот хуже язычника и неверного».
    3. Каждое действующее начало узнает свое действие из образа мыслей изменяемого создания. Значит, если бы черт мог возбудить к любви или к ненависти сердца людей, он мог бы узнать мысли души, что, однако, идет вразрез с указанием книги «О церковных догматах», глясящим определенно: «Черт не может видеть мыслей». Там же читаем: «Не все наши злые мысли возбуждаются чертом; они время от времени подымаются из движений нашей свободной воли».
    4. Любовь и ненависть вытекают из нашей воли, коренящейся в душе. Поэтому никаким искусством черт их вызвать не может. Проникнуть в душу, как говорит Августин, может лишь тот, кто ее создал.
    5. Если говорится, что черт может воздействовать на внутренние чувства человека и таким образом оказывать влияние на душу, то это рассуждение неверно. Чувствования имеют большее значение, чем силы, питающие и создающие тело. Черт не в состоянии создать мяса и костей. Значит, он не в состоянии воздействовать и на чувствования.

Против этого могут возразить: черт должен искушать людей не только зримо, но и незримо. Было бы неверно, если бы он не мог оказывать влияния на чувствования. К тому же Иоанн Дамаскин в своих «Сентенциях» говорит: «Вся злость и скверна выдуманы чертом». А Дионисий [«О божественных именах», 4] утверждает: «Сонмища демонов причинили зло и самим себе и другим». На это надо ответить исследованием: 1) понятия причинности и 2) возможности воздействия на чувствования. Что касается первого пункта, то причины могут быть прямыми и косвенными. Косвенными — когда какое-нибудь действующее начало оказывает влияние на действие. Таким образом мы можем сказать, что человек, пилящий дрова, является косвенной причиной, т.е. дает повод к их сжиганию. Также мы можем сказать, что черт — причина всех наших грехов. Ведь он побудил первого человека ко греху, что привело весь род человеческий к известной склонности творить грехи. Вот в каком смысле надо понимать слова Дамаскина и Дионисия. Прямой причиной мы называем такую, которая оказывает непосредственное действие. В этом случае нельзя черта рассматривать, как причину каждого нашего греха. Ведь не все грехи совершаются по наущению черта. Некоторые из них проистекают из свободной воли и плотской испорченности.

Правильно говорит Ориген: «Если бы черта и не было, люди имели бы стремление к пище, любовным наслаждениям и т.п. Злоупотребления этим весьма часты главным образом из-за испорченности природы человеческой, если нет препонов ей в разуме». Обуздание этих страстей зависит от свободной воли человека, над которой у черта мало власти. Различение прямых и косвенных причин не объясняет нам, каким образом возбуждается пагубная любовь или любовное исступление. Черт не может добиться этого прямым воздействием, приневоливая здесь человека. Но он может искушать и убеждать его. Это происходит двумя способами: зримо и незримо.

Зримо — когда он является ведьмам в человеческом облике, говорит с ними по-человечьи и убеждает совершить грех, как искушал он прародителей в раю и Христа в пустыне. Незримо — когда он действует внутренним увещеванием и внушением, подобно добрым ангелам, влияя на ум, на чувствования или на внешние чувства и предрасполагая к совершению того или иного поступка. Если ангел освещает действительное положение вещей, показывает правду и предостерегает от обмана, Дьявол как раз хочет обмануть человека, скрывая от него правду и действуя внушением. Это внушение происходит через посредство присущей духам силы перемещать материю и изменять ее свойства. С помощью этой силы демоны через жрецов фараона превратили жезлы в действительных змей. Этим же перемещением материи объясняются явления в области воображения человека и внутренних чувствований, которые производят разные представления и побуждают даже к самым резким поступкам. Сюда же относится появление разных образов в сновидениях: когда человек спит, кровь спускается к главному центру чувств; вместе с ней спускаются и впечатления о свершенных действиях тела, уплотняются там в ином порядке и образуют то хранилище образов, из которых черпается содержание сновидений при приведении его в движение духами.

По словам Авиценны («О душе»), человек имеет пять внутренних чувств: общее чувство, фантазию, воображение, суждение и память. Святой Фома насчитывает только 4 таких чувства, ибо он считает воображение и фантазию за одно. Говорят, что фантазия — хранилище образов. Может показаться, что это память. Но надо указать на то, что фантазия — хранилище воспринятых форм. Память же — хранилище суждений, не воспринимаемых внешними чувствами. Кто видит волка, тот спасается от него не вследствие его отвратительной формы или его цвета, воспринимаемых внешними чувствами и сохраняемых в фантазии, а вследствие того, что волк — враг его природы. Это происходит из-за способности суждения, определяющей волка как врага, а собаку как друга. Хранилище этой способности суждения находится в памяти. Как сновидения, так и видения в бодрствующем состоянии обусловлены появлением различных образов из области памяти, вследствие определенного движения крови и соков под влиянием действия духов. Когда эти духи — демоны, то появляющиеся образы можно назвать внутренним искушением. Отсюда явствует происхождение любовной пагубы, возбуждаемой образами, подымающимися из хранилища человеческих восприятии.

Демоны действуют тут двояко: или они не затемняют рассудка, или затемняют его. К этому можно привести примеры из опытов над пьяницами и над людьми, страдающими мозговыми заболеваниями. Затемнение рассудка происходит или без посредства ведьм и колдовства, или через это посредство. Мы знаем одну старуху, которая наводила последовательно подобное любовное исступление на трех аббатов одного монастыря, о чем свидетельствуют все монахи этого монастыря. Она не только навела на них эти чары, но и убила их. Четвертого она свела с ума, в чем она и призналась, причем объявила: «Я это действительно совершила и буду так поступать и впредь. Они будут продолжать любить меня, ибо они много съели моих испражнений». И, протянув руку, показала при этом количество. Я признаюсь, что у нас не хватило власти наказать ее. Поэтому она все еще жива. Дьявол может вводить людей в искушение, пользуясь также их предрасположениями. Ведь тело, предрасположенное к похоти или к гневу, легче поддается внушениям, связанным с этими страстями.

Нелегко проповедывать народу на вышеуказанные темы. Надо тут давать объяснения общепонятным языком. Прежде всего пусть проповедник изложит народу, католично ли утверждать, что ведьмы могут возбуждать любовь мужчин к чужим женам до такой степени, что их не отвратить от этой пагубной страсти ни ударами, ни словами, что они чувствуют даже ненависть к своим законным женам, что они не в состоянии исполнять свои супружеские обязанности для увеличения потомства и что они темной ночью по пустынным дорогам бегут иногда к своим возлюбленным. Надо затем говорить о любовном исступлении, а потом о наведении порчи на зачатие при половом соитии. Во-первых: хотя демон как таковой и не может воздействовать на человека вопреки его рассудку и воле, с божьего попущения, однако, это представляется возможным. Пусть проповедник сошлется на книгу Иова 2, где бог говорит демону: «Вот в твоей руке Иов», но прибавляет: «Его же души не тронь».

Основание: бог дал демону власть над всеми из тела происходящими силами, над пятью внешними и четырьмя внутренними чувствами. Демон может воздействовать не только на наши восприятия, но и на наш рассудок, затемняя его. Он может также воздействовать на нашу волю и произвести гибельные изменения в ее аффектах. Это демон может свершить или с помощью ведьм или без оных. Приведем примеры: в послании Иакова (гл. I) говорится: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь своей похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Когда Сихем увидел Дину, вышедшую посмотреть на женщин страны, то влюбился в нее, похитил ее и спал с ней, и «его душа прилепилась к ней». (Бытие XXXIV). Глосса прибавляет: «Со слабой душой происходит то же, если она, как и Дина, забывая о своих делах, начинает заботиться о делах посторонних; она обольщается обхождением и мыслит одинаково с обольщенными».

Во-вторых: вот пример искушения демонами без помощи ведьм: Аммон полюбил свою прекрасную сестру Фамарь до такой степени, что даже заболел [II Царств, 13]. Кто может так низко пасть, кроме совершенно испорченного и тяжко дьяволом искушаемого человека? Поэтому глосса и говорит: «Это да послужит нам уроком. Бог попустил это для того, чтобы мы поступали осторожно, чтобы в нас не господствовал порок и чтобы князь греха нас не убил врасплох». Об этом втором виде любви, внушенной дьяволом без помощи ведьм, много говорится в житиях святых отцов. Сии отцы, отстранившиеся от всяческой плотской радости, часто искушались вожделением к женщине. Поэтому апостол в своем 2 послании к коринфянам [12] и говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны удручать меня». А глосса прибавляет: «Он мне дан для искушения чрез вожделение».

Отраженные же искушения не являются грехом, а особого рода испытанием добродетели. Это относится к искушению врагом, но не к искушению через плоть. В этом случае всегда лежит по меньшей мере простительный грех, хотя бы это искушение и было преодолено. В-третьих: любовные исступления не могут быть делом рук только ведь без вмешательства дьявола в следующих случаях:

    1. Когда жена искушаемого красива и уважаема, а его возлюбленная обладает противополож­ными качествами.
    2. Когда несчастного нельзя отвратить от его греховной любви ни побоями, ни словами увещевания.
    3. Когда, не обращая внимания на трудности пути и на позднее время и не имея силы себя сдержать, влюбленный бежит к предмету своей гибельной страсти.

Реклама
Лента новостей


Как человечество отреагирует на факт существования инопланетян? 16:43  19.02 • Как человечество отреагирует на факт существования инопланетян?
Как мы будем реагировать на убедительные доказательство существования внеземной жизни? Этот вопрос уже давно не даёт покоя многим учёным.


Новый самолёт можно будет принять за НЛО 19:00  18.02 • Новый самолёт можно будет принять за НЛО
Правительство США начало финансирование проекта по созданию нового экспериментального самолёта, который будет намного тише, чем другие сверхзвуковые самолёты.


Новый фильтр из графена может сделать питьевой любую воду 11:51  17.02 • Новый фильтр из графена может сделать питьевой любую воду
Учёные разработали новый тип фильтра для воды из графена, состоящего из атомов двумерных аллотропных модификаций углерода, способного сделать питьевой даже загрязнённую морскую воду.


Американец утверждает, что может путешествовать во времени 13:49  16.02 • Американец утверждает, что может путешествовать во времени
Один из жителей Соединённых Штатов утверждает, что способен «видеть» и предсказывать ближайшее будущее.


Теперь робот компании Boston Dynamics может открывать двери 18:26  15.02 •  Теперь робот компании Boston Dynamics может открывать двери
Модернизированный и усовершенствованный робот-собака (или мини динозавр) SpotMini обрёл способность открывать и придерживать дверь.


Учёные приступают к изучению неизвестной экосистемы 18:07  14.02 • Учёные приступают к изучению неизвестной экосистемы
Новая экспедиция намерена исследовать неизученную до сих пор экосистему, скрывавшуюся под огромным антарктическим айсбергом.


Астероид Оумуамуа – межзвёздный «гость» с богатым прошлым 13:42  13.02 • Астероид Оумуамуа – межзвёздный «гость» с богатым прошлым
Космическое тело, известное как Оумуамуа, хаотично вращается на протяжении многих миллиардов лет. Учёные озвучили свою версию такого поведения.


Охота и способность к рисованию ускорили эволюцию наших предков 17:24  12.02 • Охота и способность к рисованию ускорили эволюцию наших предков
Наши предки были искусными художниками и то, как они охотились на добычу, возможно, стало следствием их значительного преимущества в развитии над неандертальцами.


Ученые создают самовосстанавливающуюся электронную кожу 17:02  11.02 • Ученые создают самовосстанавливающуюся электронную кожу
Новый материал способен восстанавливать сам себя при повреждении и даже может быть использован для создания новой кожи. Такие потрясающие свойства имеет новейшая разработка самовосстанавливающейся электронной кожи Е-skin.


В янтаре обнаружен ископаемый паук с хвостом 14:04  10.02 • В янтаре обнаружен ископаемый паук с хвостом
Учёные определили вид длиннохвостого прото-паука, возраст которого насчитывает более 100 миллионов лет. Оказывается, что у пауков когда-то были хвосты.


Раскрыта тайна 500-летнего секретного кода 17:32  09.02 • Раскрыта тайна 500-летнего секретного кода
Письма, написанные одним из наиболее известных монархов Испании королём Фердинандом II Арагонским своему главному военному командиру, были, наконец, расшифрованы.


Вирусы переносятся между континентами с помощью атмосферы 17:28  08.02 • Вирусы переносятся между континентами с помощью атмосферы
Новое исследование показало, что миллионы различных вирусов могут передаваться не только между животными или людьми, но и способны мигрировать между континентами Земли через атмосферу.

 В избранное •  Получать новости на e-mail •  RSS-канал • Архив Архив новостей

Реклама
Реклама


Цитата

Самоубийца: человек, погибший при попытке бегства от себя самого.

Веслав Брудзиньский

Реклама
 
Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Имена | Гороскопы | Камни | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте | Гостевая | Форум |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2018
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь