Лабиринт Мандрагоры — магия, сонник и гороскопы, тайна и значение имени, народный календарь, заговоры, привороты, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека Черная магия
 
Новости
 
Значение имени
 
Лекарственные растения
 
Гороскопы
 
Сонник
 
Народный календарь
 
Камни и минералы
 
Гадания
 
Заговоры
 
Цитатник
 
Библиотека
 
Энциклопедия
 
Каталог
 
О проекте
 
Рекламодателям
  ВКонтакте Одноклассники Телеграм RSS
   
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


Черная магия

Кавендиш Ричард

Черная магия

Глава 1. Мир черного мага (продолжение)
2. Имитативная магия и магическая связь

Суеверия основаны на инстинкте,
а все инстинктивное укоренено в самой природе вещей —
таков факт, которому скептики всех времен
не удосуживались уделить достаточно внимания.

Элифас Леви. Доктрина и ритуал трансцендентальной магии.

Важнейшим элементом магии является подражание. Кампанелла и Урбан VIII создали в запертой комнате маленькое подобие неба. Маг мучит или убивает животное в ритуале концентрации ненависти, подражая действию той свирепой силы, которую он пытается пробудить и обратить против своего врага. Вкладывая в те или иные действия всю мощь своей воли, маг верит, что тем самым он вынуждает внешние по отношению л нему мировые силы действовать сходным образом. Это — очередное магическое применение принципа «что внизу, то и наверху». Как ведет себя «внизу» маг, так будут вести себя «наверху» и силы вселенной.

Ведьмы использовали в подобных целях узлы — a высшей степени опасное магическое средство, ибо завязать узел означало связать и подчинить человека, на которого направлено заклинание. Образцом такого применения узлов служит зловещий талисман смерти, который иногда называют «лестницей ведьмы», — шнурок с девятью узлами. Завязывая узлы, ведьма вкладывает в них чудовищно сконцентрированную ненависть к врагу. Затем она прячет шнурок где-нибудь поблизости от объекта ненависти. Узлы постепенно высасывают жизненную силу из человека, и в конце концов он умирает. Единственное спасение — вовремя найти шнурок и развязать узлы.

Иногда сельские ведьмы завязывали узлы, чтобы у крестьян перестали доиться коровы. Но чаще всего этот вид колдовства применялся для того, чтобы помешать, супружеской паре наслаждаться радостями плоти. Некая ведьма в 1567 году в Пуатье сообщила Жану Бодену — политику и философу, который также считался авторитетным специалистом в области ведьмовства и демонологии, — что для этой цели существует более пятидесяти способов завязывания узлов. Узел может повлиять только на мужчину или только на женщину. Срок действия колдовства может простираться на день, на год или на всю жизнь. Узел может пробудить в одном из супругов любовь, а в другом вызвать ненависть. Под действием колдовства муж и жена могут до крови царапать друг друга во время любовных утех. Одни виды узлов препятствуют половым сношениям, другие — зачатию, третьи — мочеиспусканию.

Героиня 2-й идиллии Феокрита, написанной около 275 года до н.э., пытается вернуть изменившего ей возлюбленного, Дельфиса, с помощью имитативной магии другого типа. Она разжигает огонь и бросает в него зерно, называя его костями своего возлюбленного. Она жжет листья лавра, говоря при этом: «Дельфис терзает меня, я сжигаю его в этих листьях… Так пускай же огонь во прах обратит его плоть». Затем она растапливает воск на огне, дабы Дельфис точно так же истаял от любви. Наконец, она бросает в огонь украденный лоскут его одежды. Подобно тому, как сгорают все эти предметы в ходе колдовского обряда, так и Дельфис должен будет «сгорать» от любви к ней. В схожей сцене из 8-й эклоги Вергилия колдунья обматывает нитками слепленную из глины и воска куклу, которая изображает ее возлюбленного: тем самым она как бы оплетает его путами своей любви.

Однако простого подражания недостаточно. Имитируя действие какой-либо силы, маг побуждает ее к такому же действию. Однако чтобы направить силу на конкретный объект, между этим объектом и колдовскими чарами должна существовать определенная связь, иначе сила не попадет в цель. Такую связь можно установить с помощью слов, сказав, например, что зерна — это кости человека, на которого направлены чары, а листья лавра — его плоть. Можно также сделать куклу — миниатюрное подобие жертвы колдовства. А можно производить магические операции над какой-либо частью тела жертвы, над принадлежащей жертве одеждой или личной вещью.

В одном довольно мрачном колдовском обряде, который в свое время был распространен в Шотландии и цель которого — установить, выздоровеет ли больной, магическая связь создается просто при помощи слов. Следует вырыть в земле две ямы и назвать одну «живой могилой», а другую — «мертвой могилой». Затем нужно положить больного на землю между двумя ямами, не сообщая ему, где какая могила. Если он повернется лицом к «живой могиле», то выздоровеет, а если к «мертвой» — умрет. Можно представить себе, что переживает больной человек, подвергнутый такому испытанию! Вполне вероятно, что во многих случаях это гадание срабатывало из-за психологического эффекта, которое оно оказывало на больного, поверившего, что ему суждено выздороветь или, напротив, умереть.

Как только устанавливается магическая связь, чары срабатывают по принципу имитативной магии — по закону «подобное притягивает подобное». В 1597 году Изобель Ритчи из Абердина обвинили в убийстве Томаса Форбса. Обвинитель заявил, что эта женщина взяла две подушки из дома Форбса. Взвесив их на руках, — продолжал он, обращаясь к обвиняемой, — «на манер заклинания ты назвала одну подушку именем означенного Томаса, а другую — именем дочери его, Эльспет Форбс, и поскольку подушка означенного Томаса оказалась легче, он умер от твоего колдовства». Тяжелая подушка оказалась в данном случае символом полноты жизни и здоровья, а легкая — увядания, истощения и смерти. Сила слов, произнесенных «на манер заклинания», создала магическую связь между Томасом Форбсом и легкой подушкой, и Форбс умер.

Связь можно установить также с помощью физического контакта или даже просто находясь рядом с жертвой. Против судорожного кашля при коклюше у детей применялось весьма неприятное средство: ребенку следовало повесить на шею завязанное в мешочек мышиное гнездо с живыми мышами. Так создастся магическая связь между мышами и кашлем, «поселившимся» в горле ребенка. И по мере того, как мыши в мешочке будут чахнуть от голода и умирать одна за другой, кашель постепенно сойдет на нет. В 1944 году Кристина Хоул писала, что за последние пять лет она неоднократно встречала в графстве Чешир женщин, которые натирали бородавки у своих детей живой улиткой, после чего насаживали улитку на колючку. Они верили, что вместе с медленно умирающей улиткой бородавки также постепенно исчезнут. В декабре 1962 года в пригороде Сан-Франциско арестовали женщину, которая за семьдесят долларов «лечила» от болей в желудке, катая сырое яйцо по животу больного, а затем разбивая это яйцо об пол.

Еще один тип связи основан на магическом законе, утверждающем, будто все, что когда-либо являлось частью человеческого тела или находилось с телом в тесном контакте, сохранит определенную связь с этим человеком даже после того, как отделится от него. Именно на этом поверье основан общеизвестный страх того, что если волосы или обрезки ногтей попадут в руки другого человека, он может причинить зло владельцу этих бывших частей тела.

Обрезанные волосы и ногти магически сохраняют магическую связь с телом, которому они когда-то принадлежали, а потому все, что с ними произойдет, отразится на этом теле. В 1929 году в Йорке (штат Пенсильвания, США) некоего Джона Блаймайера приговорили к пожизненному тюремному заключению за убийство Нельсона Ремайера. Ремайер, известный в городе черный маг, погиб, сражаясь за клочок собственных волос, которые Блаймайер хотел закопать в землю и тем самым навлечь на чародея беду. Алистер Кроули, которому приходилось всерьез опасаться магов-соперников, тщательно следил за тем, чтобы его волосы, обрезки ногтей, испражнения и прочие выделения не попали в чужие руки.

Но самая, пожалуй, знаменитая форма имитативной магии основана на изготовлении куклы — миниатюрного двойника жертвы, который служит для установления связи с последней. Куклу делают из воска, глины, лоскутов или других подручных материалов, обычно добавляя волосы или обрезки ногтей, кровь или пот жертвы, хранящие с ней магическую связь. Затем эту куклу протыкают гвоздем или иглой, разламывают на куски, всячески мучат и калечат, сжигают или топят в воде. Поскольку она является подобием жертвы колдовства, связанным с ней внешним сходством и общностью некоторых частиц тела, то все, что происходит с куклой, случается и с человеком, на которого направлены чары.

Эта разновидность магии бытовала во все времена и едва ли не во всех известных нам культурах. В пещерах обнаружены доисторические наскальные изображения животных, пронзенных стрелами, — видимо, такова была древняя форма магии, способствовавшая удачной охоте. А уже недавно, в феврале 1964 года, близ Сандрингема (графство Норфолк, Великобритания), нашли пластилиновую фигурку обнаженной женщины размером около 15 см. Сердце ее было пронзено шипом боярышника. Рядом с фигуркой стояла черная свеча и лежало овечье сердце. Эту фигурку сделали либо с целью убийства, либо с целью соблазнения. Протыкая шипом сердце куклы, колдун мог стремиться к тому, чтобы сердце женщины «пронзила» любовь. В книге XV века, написанной на смеси иврита и идиша, говорится, что для того чтобы соблазнить девушку, нужно сделать женскую фигурку из воска с явственно выраженными половыми органами. Лицо куклы по возможности должно быть похоже на лицо жертвы колдовства. На груди фигурки следовало написать имя девушки: «(имя девушки), дочь такого-то (имя отца) и такой-то (имя матери)». Такую же надпись делали на спине, между плечами. Затем нужно было произнести над куклой заклинание: «Да будет на то Твоя воля, о Господи, чтобы (имя), дочь (имя) воспылала ко мне неудержимой страстью». Затем фигурку следовало осторожно, не повредив конечности, закопать в землю (по-видимому, неподалеку от дома девушки или на дороге, по которой она часто ходит, чтобы между куклой и жертвой создалась магическая связь. Однако в описании магической операции это не уточняется). Спустя двадцать четыре часа ее нужно было выкопать и трижды омыть водой. Первый раз — во имя архангела Михаила, второй раз — во имя Гавриила, третий — во имя Рафаила. После этого фигурку следовало облить мочой (по-видимому, мочой того, кто совершал обряд, чтобы магическая связь установилась между ним и жертвой колдовства), а затем высушить. Наконец, чтобы в сердце девушки вспыхнула любовь, сердце куклы нужно было проткнуть новой иглой. Все описание обряда приводится в книге задом наперед.

В 1329 году монаха-кармелита Пьера Рекорди приговорили к пожизненному заключению за то, что он вызывал демонов и делал восковые фигурки, чтобы пробудить в женщинах любовь. Он лепил куклу из воска, смешанного со своей кровью и слюной (тем самым магически соединяя свое тело с телом женщины, которую олицетворяла кукла). Затем он закапывал эту фигурку под порогом дома, где жила жертва колдовства. По словам обвинителей, Рекорди таким образом соблазнил трех женщин, после чего всякий раз приносил Сатане благодарственные жертвы.

В январе 1960 года при ремонте здания сельского окружного совета в Херефорде (Великобритания) в подвале нашли маленькую глиняную фигурку женщины. К ее юбке была приколота истрепанная грязная записка с именем Мэри Энн Уонд и с текстом заклинания: «Я налагаю на тебя это заклятие от всего сердца и желаю, чтобы ты до конца своих дней не ела и не спала. Пусть усохнет мясо на твоих костях и ты не потратишь больше ни единого пенни из тех денег, что должны были принадлежать мне. Желаю этого всем своим сердцем».

Почти на три столетия раньше, в 1692 году, в Салеме — также в подвале — обнаружили схожие куклы, что повлекло за собой гораздо более серьезные последствия. Американский пуританский священник Коттон Мэдер в «Чудесах невидимого мира» (Cotton Mather, «Wonders of the Invisible World») сообщает, что в ходе судебного процесса над Бриджет Бишоп Джон Блай и Уильям Блай показали следующее. Сломав стену подвала в старом доме, где жила подсудимая, «в отверстиях в означенной старой стене они нашли несколько кукол, сделанных из тряпок и свиной щетины, в которых торчало остриями наружу несколько булавок без головок и относительно которых она не смогла дать разумные и удовлетворительные объяснения суду». Кроме этого, против Бриджет Бишоп было выдвинуто еще несколько обвинений в колдовстве. Через восемь дней ее повесили на ветке дуба.

В 1560 году, к ужасу королевского двора, в Линкольнз — Инн-Филдз обнаружили восковую куклу с булавкой в груди, изображавшую Елизавету I. А ведьмы из Северного Берика пытались с помощью восковой фигурки убить шотландского короля Якова VI (который позднее стал королем Англии Яковом I). С этой целью вышеупомянутая Агнесса Сэмпсон и еще девять ведьм собрались близ Престонпэнз, и с ними был их повелитель — Дьявол. Ведьмы показали Дьяволу куклу, завернутую в лоскут льняной ткани. Тот одобрил ее, и тогда ведьмы стали передавать куклу друг другу из рук в руки. Каждая произносила, над ней заклинание: «Это король Иаков Шестой, коему предначертано погибнуть по слову благородного Фрэнсиса, графа Босуэлла». Затем фигурку бросили в огонь, чтобы погубить короля. Многие авторы предполагают, что роль «Дьявола» исполнял в этом обряде сам граф Босуэлл. Здесь, как и во многих других случаях, связь между жертвой и магической куклой укрепляется благодаря тому, что кукле дают имя жертвы: «Это король Иаков Шестой…».

В 1315 году против епископа Каора Хью Жеро и еще двух епископов, питавших фанатичную ненависть к Папе Римскому Иоанну XXII, выдвинули обвинение в намерении убить Папу посредством яда и колдовства. Сперва они испытали действенность своей магии, с помощью восковой куклы убив любимого племянника Папы, а затем приступили к своей главной задаче. Епископы окрестили три восковые фигурки по всем правилам и нарекли их именами самого Папы и двух его главных помощников. Затем фигурки спрятали в буханках хлеба и отослали к папскому двору в Авиньон. У ворот Авиньона гонцов обыскали и обнаружили у них в дорожных сумках не только хлеб с куклами, но и целый чародейский арсенал: яды и волшебные травы, мышьяк, ртуть, крысиные хвосты, пауков, жаб и ящериц, майоран, мяту, вербену и волосы повешенного. Хью Жеро признали виновным. В 1317 году его сожгли на костре, предварительно содрав с него кожу живьем.

Американский журналист Уильям Сибрук в 1932 году дважды столкнулся с применением магических кукол близ Сен-Реми на юге Франции. Однажды его друг без всякой видимой причины упал, спускаясь по извилистой тропинке с холма, после чего ему отказали ноги, хотя никаких телесных повреждений это падение ему не причинило. Сибрук понял, что его друга околдовали, и отправился в дом, где жила местная ведьма. В подвале дома он обнаружил большой клубок колючих веток и шипов, внутри которого находилась одетая в мужской костюм кукла с фарфоровой головой и с черной повязкой на глазах. Руки и ноги куклы были переплетены с колючими ветками. «Она неуклюже висела там под каким-то немыслимым углом, ни стоя, ни лежа, и выглядела гротескно и зловеще, словно тело солдата, запутавшегося в колючей проволоке». У стены подвала стоял алтарь, а над алтарем непристойно искаженными буквами было написано: «INRI». Над надписью висело два рога. По преданию, дощечку с надписью «INRI» палачи прибили над головой распятого Иисуса Христа. Это были первые буквы латинской фразы, означающей «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Рога же являются традиционным атрибутом великого Козла — председателя ведьмовских шабашей. Рога и вообще все раздвоенные и вилообразные предметы — это символы Дьявола. Они отрицают Единое, то есть Бога, и утверждают Двоицу — Бога и равного ему по силе Врага. В другой раз Сибрук нашел куклу, предназначенную для убийства: она была проткнута булавками и смазана жабьей кровью. (Жаб в народе долгое время считали ядовитыми.) Рядом с куклой лежала Библия, а на Библии — перевернутый крест с распятой вниз головой жабой.

Если кукле нанесут вред случайно, с объектом чародейства ничего не случится. Кукла только создает магическую связь между колдуном и жертвой, а вред жертве приносит мощный поток осознанной ненависти, для концентрации которого колдун использует эту куклу. Истязая фигурку врага, маг часто совершает ритуальные действия, помогающие ему довести свою злобу до предела: он призывает на помощь Дьявола и творит святотатства (примерами которых служат непристойно искаженная надпись «INRI» или распятая вниз головой жаба), сжигает ядовитые травы с дурманящим запахом — белену или чемерицу, убивает рядом с куклой животное или пропитывает куклу ядом. Благодаря мощному психологическому всплеску энергии, который обеспечивают колдуну эти обряды, усиливается направленный на куклу поток разрушительной ненависти. Таким образом маг пытается «зарядить» куклу злой силой, которая должна будет охватить разум жертвы и погубить ее. «Все эти ритуалы, — поясняет современный оккультист, — совершаются для того, чтобы наделить куклу (особенно если над ней уже произведены действия, символизирующие разрушение) мощной черной силой, способной проникнуть в сознание и подсознание».

3. Аналогии и соответствия

Чем объяснить могущество и стойкость суеверий?
Несомненно, что в их происхождении и развитии огромную роль сыграли
злобные, нечеловеческие, демонические силы…

Филипп Шмидт. Суеверия и магия.

Иногда магию называют примитивной формой науки, однако на самом деле она гораздо ближе к поэзии, чем к науке даже в самом зачаточном состоянии. В магии, как и в поэзии, важнейшую роль играют аналогии. В представлении магов сама вселенная — аналог человеческого организма. Имитативная магия также основана на принципе аналогии — на законе «подобное притягивает подобное». И таких примеров можно привести множество. Маги пользуются всевозможными ассоциациями и сопоставлениями между предметами, взаимосвязи которых друг с другом относятся к сфере сравнений и параллелей. Например, разнообразные перевернутые и вывернутые наизнанку вещи (перевернутое распятие или чтение «Отче наш» задом наперед) связаны со злом и Дьяволом, ибо они извращают заведенные в мире правила, а Дьявол — главный мятежник, стремящийся свергнуть установленный Богом миропорядок.

Эта параллель представляется вполне естественным художественным сравнением, однако в магии связь между злом и вывернутыми наизнанку или перевернутыми вещами оказывается не только символической, но и вполне реальной. Человек — миниатюрный слепок Вселенной. Если между какими-либо двумя явлениями в мозгу человека — подобии «мозга» Вселенной — возникает естественная ассоциация, то это свидетельствует о наличии не только символической, но и реальной связи между данными явлениями. Многие важные магические аналогии большинству современных людей не кажутся естественными, однако до наших дней их донесла традиция, сложившаяся в далеком прошлом. А в глазах оккультистов это придает таким аналогиям особую ценность, ибо они считают, что в давние времена человечество было гораздо мудрее в подобных вопросах, чем сейчас.

В качестве примера можно привести магическое применение соли для защиты от демонов. Считается, что все демоны ненавидят соль, а потому соль не следует использовать в обрядах вызывания демонов. Соль наделили магическими защитными свойствами из-за того, что в прошлом ее использовали как консервант, сохраняющий пищу от порчи. Демоны же занимаются именно порчей и разрушением, поэтому соль противна самой их природе. Против демонов помогает также железо, ибо люди открыли и начали использовать метеоритное железо еще до того, как обнаружили в недрах земли железную руду. Поскольку изначально железо было «ниспослано» людям с неба, оно обладает «небесными» свойствами, а следовательно, демоны должны бояться его.

Левая сторона, напротив, связана со злом. Черную магию называют «Путем Левой Руки». Всякое движение влево ассоциируется в магии со злыми намерениями и привлекает злые силы. Некоторые заклинания срабатывают только в том случае, если маг, произнося их, движется влево. Связь между левой стороной и злыми. силами возникла очень давно. Еще древние вавилоняне, толкуя знамения, обычно считали левую сторону дурной, а правую — доброй. У Гомера птицы, летящие справа от гадателя, — благоприятный знак, а слева — неблагоприятный. Латинское слово «sinister» означало одновременно «левый» и «зловещий, неблагоприятный». Двойное значение оно сохранило и в современном английском языке.

Возможно, такая неприязнь к левой стороне объясняется тем фактом, что правая рука у человека обычно сильнее левой. Английской слово «left» — «левый» — происходит от англосаксонского «lyft», что означает «слабый».

Левшей в старину считали странными людьми и относились к ним с подозрением, ибо они олицетворяли собой нарушение порядка вещей и ассоциировались с силами зла, взбунтовавшимися против Бога. Некоторые современные психологи утверждают, что левшами часто оказываются люди с разнообразными сексуальными отклонениями (в частности, гомосексуалисты). Классический пример — римский император Тиберий, который заслужил репутацию отъявленного извращенца, был левшой.

Более наглядная, но столь же древняя ассоциация — связь между кровью и жизнью. Первобытные люди, наблюдая за тем, как человек, теряя кровь, слабеет и в конце концов умирает, сделали естественный вывод: кровь — вместилище жизни. Однако магическая связь не ограничивается связью чисто физической. Жизнь человека заключает в себе весь его опыт, его свойства и черты характера. И все это также содержится в его крови. В Древнем Риме считалось, что излечиться от эпилепсии можно, выпив крови убитого гладиатора: так сила и жизненная энергия воина перейдут в тело эпилептика. При этом гладиатор должен быть свежеубитым, ибо заключенная в его крови энергия довольно быстро улетучивается. Плиний Старший в «Естественной истории» сообщает, что многие эпилептики считали самой действенной кровь еще живого гладиатора и глотали ее еще теплой, припадая к ранам умирающего на арене человека.

Венгерская графиня Елизавета Баторий, прославившаяся своим чудовищным садизмом, регулярно купалась в человеческой крови, чтобы сохранить молодость и красоту. Для этого в подвалах своего замка она держала закованных в цепи крестьянских девушек, чья юная свежая кровь должна была придавать коже графини молодую упругость. В 1610 году, когда Елизавету Баторий наконец арестовали, в ее замке обнаружилось около пятидесяти девичьих трупов. В одном из писем к своему мужу графиня сообщала: «Торко научил меня одной милой новой штучке. Поймай черную курицу и забей ее насмерть белой тростью. Выпусти из нее кровь и капни немного этой крови на своего врага. Если нет возможности капнуть кровью ему на тело, добудь что-нибудь из его одежды и смажь ее кровью». За этим обрядом стоит магический принцип, гласящий, что жизнь курицы, завершившаяся мучительной смертью, вместе с кровью передастся врагу чародея, и тот погибнет столь же мучительно. Избиение черной курицы белой тростью — любопытный пример объединения противоположностей.

Кровь казненного преступника — мощное защитное средство от болезней и несчастий, ибо в ней содержится жизненная энергия человека, умершего в расцвете сил, а также энергия его ожесточения и ярости. Зрители на казнях (в том числе на казни английского короля Карла I и французского короля Людовика XVI) дрались между собой за возможность обмакнуть в кровь убитого лоскуток ткани или носовой платок. В 1934 году в Чикаго, когда агенты ФБР убили знаменитого преступника и грабителя банков Джона Диллинджера, вокруг собрались люди и принялись макать носовые платки и листки бумаги в лужу крови на тротуаре. Некоторые женщины обмакивали в кровь подолы юбок. Настоящая кровь быстро кончилась, но предприимчивые местные торговцы успели продать немало фальшивой крови Диллинджера.

Вера в то, что качества человека можно перенять, выпив его крови или съев часть его тела, предстает в новом свете на фоне исследований с плоскими червями, которые провели ученые Мичиганского университета. У червей вырабатывали условный рефлекс на свет и обучали их проходить лабиринт. Затем обученного червя убивали и скармливали необученному. В некоторых случаях необученные черви перенимали у съеденных собратьев способность реагировать на свет и проходить лабиринт. В качестве возможного объяснения была выдвинута предварительная гипотеза о том, что память червя связана с неким химическим веществом в его организме (возможно, с рибонуклеиновой кислотой). Однако другие экспериментаторы не добились аналогичных результатов.

Для большинства из нас не существует ассоциативной связи между зеленым цветом, медью, числом семь, голубем, ласточкой и лебедем. Однако в теории магии все эти понятия и предметы объединены между собой, так как все они связаны с энергией Венеры — универсальным принципом любви. Эти связи являются частью так называемой «системы соответствий». Люди с древнейших времен пытались понять, как устроен мир, классифицируя все явления во вселенной в соотнесении с богами, господствующими над этими явлениями. Маги последовали их примеру, заменив богов великими мировыми силами. Каждый предмет и каждое явление классифицируется в магии в соотнесении с той силой, которая им управляет.

Система соответствий весьма обширна и подробна, но древнейшей и самой важной ее частью является система связей между планетами, металлами и цветами.

Планеты Металлы Цвета
Солнце золото золотистый, желтый
Луна серебро белый
Меркурий ртуть серый, нейтральный
Венера медь зеленый
Марс железо красный
Юпитер олово голубой, синий
Сатурн свинец черный

Эти соответствия — важнейший элемент магии, ибо маги активно используют их в своих попытках обрести власть над великими оккультными силами. В ритуале ненависти и разрушения маг использует красные предметы или предметы, изготовленные из железа. Он вешает в рабочей комнате темно-красные шторы. Он облачается в алые одежды, надевает на палец железный перстень с рубином и вооружается железным жезлом. Поскольку Марсу соответствует также число 5, маг зажигает пять свечей и наносит краской или вышивает на свое одежде пентаграммы (пятилучевые звезды). Все эти предметы возбуждают и подчиняют власти мага энергию Марса, ибо они связаны с ней в структуре вселенной. Энергию Марса можно сравнить в данном случае с животным, которого маг держит на поводке, состоящем из красного цвета, железа и числа 5.

Причины, по которым некоторые предметы и явления были поставлены в соответствие друг другу, теряются во мгле веков, однако многие подобные связи до сих пор можно объяснить без особого труда. Золото и желтый цвет соответствуют Солнцу, потому что солнечный диск окрашен в желтый или золотистый цвет. По той же причине серебро и белый цвет соответствуют Луне. В древнем мире Солнце и Луну считали важнейшими «планетами» и обособляли от других небесных тел. Поскольку они посылают на Землю свет, люди ценили их выше всего и вполне естественным образом связали с двумя ценнейшими металлами — золотом и серебром. Голубой и синий цвета соотносятся Юпитером, так как это цвета неба, а Юпитер, царь богов, был повелителем неба. Олово же связывается с ним, возможно, из-за того, что Юпитер на ночном небе выглядит серебристым, как и этот металл. Ртуть соответствует Меркурию, так как это самый подвижный из металлов, а Меркурий — самая быстрая из планет (как и подобает вестнику богов).

Свинец, самый темный и тяжелый из металлов, естественным образом стал ассоциироваться с Сатурном — самой тусклой из видимых невооруженным глазом планет и неторопливее прочих шествующей по своей орбите. В древней космологии Сатурн считался самой удаленной от солнечного тепла планетой, а следовательно — повелителем смерти. Аналогия между смертью и ночью возникла очень давно. Будучи цветом ночи, черный цвет в западных странах неизменно ассоциируется со смертью.

Медь считается металлом Венеры, вероятно, из-за того, что греческая богиня Афродита, тождественная римской Венере, была тесно связана с островом Кипр, который в античности был основным местом добычи меди. Культ Афродиты-Киприды, по-видимому, проник из Греции на Ближний Восток через Кипр, откуда также импортировали медь. В городе Пафос на западном побережье Кипра находилось одно из главных святилищ Афродиты. Здесь, согласно мифу, эта богиня вышла на берег, родившись из морской пены.

Венера — покровительница не только любви, но и всей Природы, а символический цвет Природы — зеленый. В большинстве языков слово, обозначающее зеленый цвет, лингвистически связано с названиями растений, листьев и травы. Например, английское «green» («зеленый») происходит от германского корня «gro-», который, видимо, означает «расти» и содержится также в английских словах «grow» («расти») и «grass» («трава»).

Но самое, пожалуй, интересное из соответствий, приведенных в таблице, — это связь между Марсом, железом и красным цветом. Железо стало металлом Марса после того, как люди обнаружили превосходство железного оружия над бронзовым. Первыми железное оружие стали активно применять хетты. (Кроме того, хетты использовали в бою лошадей, поэтому лошадь в магии стала считаться животным Марса.) Ассирийские воины пользовались железным оружием уже около 800 года до н.э., благодаря чему за двести лет завоевали весь Ближний Восток. В Европе железный век начался после того, как в Грецию вторглись вооруженные железными мечами дорийцы, завоевавшие ахейцев, которые сражались бронзовым оружием.

Красный цвет связан с Марсом посредством сразу нескольких ассоциативных цепочек. Во-первых, планета Марс имеет красноватый цвет, и египтяне называли ее «красной звездой». Во-вторых, красный — цвет крови, а Марс был богом войны и кровопролития. Военные вожди на заре римской цивилизации раскрашивали тело красной краской; тот же обычай встречался и у многих первобытных народов. В-третьих, красный цвет — символ энергии и жизненной силы, а в астрологии Марс управляет грубой силой и бурной активностью. Название красного цвета в большинстве языков основано на ассоциации этого цвета с кровью. Английское «red», греческое «eruthros» и латинские «ruber» («красный») и rufus («рыжий») родственны санскритскому слову «rudhira» — «кровь». Согласно первобытным верованиям, в крови заключена жизнь тела, а потому красный стал цветом жизненной силы, мощи и здоровья. Возможно, в этом и состоит разгадка доисторического обычая окрашивать тела покойников в красный цвет. На доисторическом кладбище близ Нердлингена в Баварии было найдено тридцать три человеческих черепа обложенных красной охрой (все они были обращены лицами к западу — туда, где ежедневно «умирает» солнце). Среди археологических находок в Гримальди (Италия) оказался скелет мальчика, окрашенный в красный цвет перекисью железа, три скелета в могиле, дно которой было покрыто красной охрой, и ярко-красный скелет мужчины, окрашенный порошком гематита. Окрашивая тела в цвет жизни и жизненной силы, люди, вероятно, рассчитывали сохранить тело в пригодном состоянии на тот случай, если оно снова понадобится владельцу. Связь крови со смертью придает красному цвету зловещие обертоны. В одном древнеегипетском папирусе содержится молитва, обращенная к богине Исиде: «О Исида, о великая чародейка, исцели меня и спаси от всякой злой, ужасной и красной вещи». У египтян был любопытный обычай во время некоторых религиозных праздников подвергать осмеянию рыжеволосых людей. Рыжий и красный цвета ассоциировались в Древнем Египте с Тифоном — чудовищным злобным драконом. В Шотландии и Ольстере вплоть до недавнего времени рыбак, встретивший рыжеволосую женщину по дороге на рыбалку, тут же поворачивал домой, зная, что в этот день удачи уже не будет. Рыжеволосых женщин старались не пускать в дом, когда сбивали масло, считая, что от их присутствия молоко может скиснуть.

Поскольку считалось, что красный цвет содержит в себе особо мощную силу, красные красители использовали при изготовлении сильнодействующих ядов. Когда в 1580 году в Эксе (Франция) вспыхнула эпидемия, английский доктор Томас Флад заявил, что ее вызвали евреи, которые специально с этой целью ходили по городу и натирали змеиным ядом дверные молотки. Отрава эта была не простой, поскольку змеиный яд якобы «процедили» через тело рыжеволосых людей. Флад уверял, что евреи похитили рыжего мужчину и рыжую женщину. Мужчину привязали к кресту и заставили держать рот открытым, вставив между челюстей деревянный колышек. На несчастного напустили гадюк, те жалили его, а злодеи собирали ядовитую пену, которая текла у него изо рта. Женщину же раздели донага, закопали в землю по пояс и давали гадюкам жалить ее груди, после чего также собирали слюну изо рта своей жертвы.

Наши современники, похоже, воспринимают цвета в полном соответствии с их традиционным оккультным значением, — либо потому, что цвета действительно наделены определенными свойствами, зафиксированными в традиции, либо просто в результате того, что они веками устойчиво ассоциировались с определенными идеями. Зеленый, который по традиции является цветом Венеры, символом любви, мира и гармонии, действительно оказывает на людей умиротворяющее, расслабляющее и успокаивающее воздействие. Синий цвет несколько подавляет, что вполне уместное свойство для цвета Юпитера — владыки мира. Красный, цвет энергии и жизненной силы, оказывает стимулирующее и возбуждающее влияние. Б. Дж. Кувер обнаружил, что люди склонны ассоциировать с красным цветом такие понятия, как страсть, сильные чувства, темперамент, активное действие, бунтарство, сила, сексуальность, напряжение, любовь, импульсивность, победа, стыд. Большинство из этих понятий отлично согласуются с магическим и астрологическим значением красного цвета как символа Марса — планеты силы, борьбы, деятельности и мужской сексуальности. Овидий в «Фастах» называет фаллического бога Приапа «красным Приапом», а красный фонарь по традиции вешали у входа в публичный дом. Кроме того, Кувер установил, что с черным цветом — символом мрачного и зловещего Сатурна — обычно ассоциируются смерть, ночь, убийство, тревога, несчастье и неудача.

Предыдущая страница
Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2  3)  4)  5)  6)  7)

Следующая страница
Реклама


Bottom
Цитата
Томас Бабингтон Маколей

Нет ничего бесполезнее универсальных правил.

Томас Бабингтон Маколей

Bottom
 • 
Статистика

Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Значение имени | Гороскопы | Камни и минералы | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2023
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь