Лабиринт Мандрагоры — магия, сонник и гороскопы, тайна и значение имени, народный календарь, заговоры, привороты, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека Астральный план
 
Новости
 
Значение имени
 
Лекарственные растения
 
Гороскопы
 
Сонник
 
Народный календарь
 
Камни и минералы
 
Гадания
 
Заговоры
 
Цитатник
 
Библиотека
 
Энциклопедия
 
Каталог
 
О проекте
 
Рекламодателям
  ВКонтакте Одноклассники Телеграм RSS
   
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


Астральный план

Ледбитер Ч.У.

Астральный план

Глава II. Обстановка

Прежде всего следует понять, что у астрального плана — семь подразделений, каждое из которых обладает соответствующей степенью материальности и состоянием материи. Хотя бедность физического языка заставляет нас говорить об этих подпланах, как о высших и низших, мы не должны впадать в ошибку, думая о них (равно как и о больших планах, для которых они являются лишь подразделениями), как об отдельных областях в пространстве, лежащих друг над другом, подобно полкам в книжном шкафу, или снаружи друг друга, подобно луковой шелухе. Нужно понимать, что материя каждого плана или подплана пронизывает материю нижеследующего, так что здесь, на поверхности земли, все они существуют вместе в том же пространстве, хотя верно, что высшие типы материи простираются далее от физической земли, чем низшие.

Так что когда мы говорим, что человек поднялся с одного плана или подплана на другой, то вовсе не думаем, что он при этом обязательно перемещался в пространстве. Скорее он перенес с одного уровня на другой свое сознание — постепенно переставая откликаться на вибрации одного подразделения материи, и вместо этого начиная откликаться на вибрации высшего и более утонченного порядка; так что один мир с его обстановкой и обитателями как бы медленно исчезает из его зрения, в то время как на его месте является мир более возвышенного характера.

И все же существует точка зрения, с которой применение терминов «высший» и «низший» получает некоторое оправдание, равно как и сравнение планов и подпланов с концентрическими оболочками. На поверхности Земли можно встретить материю всех планов, но астральный план куда обширнее физического, и простирается на несколько тысяч миль над его поверхностью. Закон тяготения действует и на астральную материю, и будь для нее возможным оставаться совершенно невозмущенной, она бы наверно расположилась концентрическими слоями. Но Земля находится в постоянном движении, обращаясь по орбите и вращаясь вокруг своей оси, при этом вокруг постоянно бушуют все виды сил и воздействий, так что это идеальное состояние покоя никогда не достигается, и происходит много перемешиваний. Тем не менее, остается верным то, что чем выше мы поднимаемся, тем меньше встречаем плотной материи.

Прекрасная аналогия этому есть и на физическом плане. Земля, вода и воздух — твердое, жидкое и газообразное состояния — все существуют на одной поверхности, но в общем верно будет сказать, что твердая материя лежит в самом низу, над ней — жидкая, а газообразная — еще выше. Вода и воздух проникают немного в землю; вода также поднимается и в воздух в виде облаков, но лишь на ограниченную высоту; твердая материя может быть заброшена в воздух энергичным катаклизмом, как при великом извержении Кракатау в 1883 году, когда вулканический пепел достиг высоты 17 миль, и прошло три года, пока он осел, тем не менее, он все же наконец осел, как и вода, попавшая в воздух через испарение, возвращается к нам в виде дождя. Чем выше мы поднимаемся, тем более разреженным становится воздух, и то же самое верно относительно астральной материи.

Размеры нашего астрального мира измеримы, и с некоторой точностью мы можем определить их из того факта, что наш астральный мир соприкасается с астральным миром Луны, когда она в перигее, но не достигает его, когда она в апогее; естественно, этот контакт ограничивается высшим типом астральной материи.

Возвращаясь к рассмотрению этих подпланов, и перечисляя их с высшего и наименее материального вниз, мы обнаружим, что они естественным образом распадаются на три класса. Подразделения 1, 2 и 3 образуют один класс, 4, 5 и 6 — второй, в то время как седьмой и самый низший из всех стоит особняком. Разница между материей этих классов сравнима с разницей между твердым и жидким, в то время как внутри класса разница между подразделениями скорее напоминает разницу между разными видами твердых веществ, например между сталью и песком. Отложив на время в сторону седьмой подплан, мы можем сказать, что фоном для четвертого, пятого и шестого подразделений астрального плана является физический мир, в котором мы живем, со всеми его знакомыми нам принадлежностями. Жизнь на шестом подплане вовсе не непохожа на обычную земную жизнь, с той разницей, что нет физического тела и его потребностей, в то время как по мере подъема через четвертое и пятое подразделения она становится все менее материальной и все больше удаляется от нашего низшего мира и его интересов.

Обстановка этих низших подразделений подобна той, что знакома нам на земле, но в действительности есть и нечто большее — ведь когда мы смотрим на нее с этой новой точки зрения, с помощью астральных чувств, даже чисто физические объекты предстают перед нами совсем по-иному. Как уже говорилось, тот, чьи глаза полностью открыты, видит их не как обычно — с одной точки зрения — но со всех сторон сразу, и сама эта идея достаточно приводит в замешательство. А если мы добавим к этому, что каждая частичка внутри объемного тела видна так же полно и ясно, как и те, что снаружи, то станет понятно, что при таких условиях даже самые знакомые предметы поначалу будут совершенно неузнаваемы.

И все же небольшое размышление покажет, что такое видение куда больше, чем физическое зрение, приближается к истинному восприятию. В то время как на физическом плане мы видим стороны стеклянного куба в перспективе, и дальняя сторона кажется меньше, чем ближняя, что является простой иллюзией, на астральном плане они будут видеться одинаковыми, каковыми они на самом деле и являются. Из-за этой особенности астрального зрения некоторые авторы охарактеризовали его как зрение в четвертом измерении — это выразительно и передает идею.

В дополнение к этим возможным источникам ошибок дело осложняется еще и тем, что это высшее зрение распознает формы из материи, которые будучи чисто физическими, все же не видны при обычных условиях. Таковы, например, частицы, составляющие атмосферу, всевозможные эманации, исходящие из всего, в чем есть жизнь, а также четыре степени еще более тонкой физической материи, которые за неимением более определенных названий обычно описываются как эфирные. Последние сами образуют нечто вроде системы, свободно проникая всю прочую физическую материю, и одно только исследование их вибраций и того, как действуют на них различные высшие силы, само составляет огромное поле интереснейших исследований для любого ученого, обладающего зрением, необходимым для их наблюдения.

И даже когда наше воображение вполне усвоит идеи, заключенные в том, что уже сказано, мы еще и наполовину не поймем сложности проблемы — ведь помимо всех этих новых форм физической материи нам придется иметь дело с еще более многочисленными и запутанными подразделениями материи астральной. Первым делом мы должны заметить, что у каждого материального предмета, даже у частицы, есть свое астральное соответствие, и сам дубликат этот не является телом простым, а обычно исключительно сложен, будучи составлен из разных видов астральной материи. В дополнение к этому каждое живое существо окружено своей собственной атмосферой, обычно называемой его аурой, и у людей эта аура сама составляет удивительный раздел исследований. Она имеет вид овальной массы светящегося тумана весьма сложной структуры, и из-за своего облика иногда называется аурическим яйцом.

Читателям-теософам будет приятно услышать, что даже на ранней стадии своего развития, когда ученик только начинает приобретать это более полное зрение, он уже сможет непосредственными наблюдениями убедиться в верности учения, данного через нашу великую основательницу, мадам Блаватскую, относительно по меньшей мере некоторых из семи принципов или начал человека. У своего собрата-человека он теперь видит не только внешнюю видимость, но ясно различает и эфирный двойник, почти совпадающий с физическим телом. Видно также, как жизненность, именуемая на санскрите праной, поглощается и выделяется, как она циркулирует по телу в виде розового света и в конце концов в измененной форме излучается здоровым человеком.

Впрочем, более яркая и легче всех видимая часть ауры, хотя она и принадлежит к более утонченному виду материи, это астральная — та часть, что своими живыми и вечно меняющимися вспышками цвета выражает различные желания, проносящиеся время от времени через ум человека. Это и есть настоящее астральное тело. За ним же следует ментальное тело, состоящее из еще более тонких степеней материи, принадлежащей к тем уровням ментального плана, которым еще свойственна форма. Это аура низшего ума, цвета которой лишь медленно изменяются на протяжении жизни человека и показывает общий настрой его мыслей, склад и характер его личности. Но еще сильнее и бесконечно прекраснее живой свет каузального (причинного) тела, если оно развито. Это проводник высшего я, демонстрирующий стадию развития истинного ego на его пути от рождения к рождению. Но чтобы увидеть эти тела, ученик должен развить зрение на тех уровнях, к которым они принадлежат.

Изучающий избежит многих затруднений, если сразу же поймет, что эти ауры — не просто эманации, а действительные проявления «я» на соответствующих им уровнях, и что именно это «я» и является истинным человеком, а не различные тела, представляющие его на низших планах. Пока перевоплощающееся «я» остается на внеформных уровнях того плана, который является его истинным домом, его проводником является каузальное тело, но когда оно спускается на уровень форм, то ему приходится, чтобы действовать на нем, облечься в материю этих уровней. Притягиваемая таким образом материя составляет тело его ума. Аналогично, спускаясь на астральный план, он образует из его материи астральное тело или тело желаний, при этом сохраняя все прочие тела; при дальнейшем же нисхождении — на самый низший план — физическое тело формируется по эфирному шаблону, предоставленному владыками кармы. Более подробный отчет об этих аурах можно найти в моей книге «Человек видимый и невидимый», но и здесь было уже достаточно сказано, чтобы показать, что все они занимают то же пространство, и более тонкие взаимопроникают с более грубыми. Начинающему, чтобы ясно отличать с первого взгляда одну ауру от другой, потребуется много практики и внимательного изучения. Тем не менее, человеческая аура, или обычно какая-то одна ее часть, нередко бывает первым чисто астральным объектом, видимым нетренированными людьми, хотя в таком случае, естественно, она часто интерпретируется неправильно.

Хотя астральная аура в силу яркости своих цветовых вспышек часто бывает более заметна, на самом деле нервный эфир и эфирный двойник состоят из материи гораздо более плотной и принадлежащей к физическому плану, хотя для обычного зрения и невидимой. Если исследовать тело новорожденного ребенка, используя психические способности, то обнаружится, что оно проникнуто не только астральной материей всех степеней плотности, но также и несколькими степенями эфирной материи. Если мы возьмем на себя труд проследить эти внутренние тела к их источнику, то выясним, что эфирный двойник — тот самый шаблон, по которому строится физическое тело — сформирован агентами владык кармы, в то время как астральная материя была собрана самим нисходящим «я» — не сознательно, конечно, а автоматически, по мере его прохождения через астральный план. (см. наше пособие №IV, «Карма» А. Безант, с. 44).

В состав эфирного двойника должно войти что-то от каждого из различных уровней эфирной материи, но пропорции варьируются весьма значительно, определяясь несколькими факторами — такими как раса, подраса, тип человека, равно как и его индивидуальной кармой. Если помнить, что эти четыре подразделения материи состоят из различных комбинаций, которые в свою очередь, образуют совокупности, входящие в состав «атома» так называемого химического «элемента», то станет видно, что этот второй принцип человека очень сложен, а количество возможных вариаций практически бесконечно. Так что какой бы сложной и необычной ни была карма человека, те, в чьем ведении находится эта работа, в состоянии предоставить шаблон, в соответствии с которым может быть построено в точности подходящее тело. Но за информацией по обширной теме кармы следует обратиться к нашему предыдущему пособию.

Еще один момент, заслуживающий упоминания в связи с наблюдением физической материи с астрального плана, состоит в том, что это высшее зрение, когда развито полностью, позволяет по желанию увеличивать мельчайшие физические частицы до любого размера, подобно микроскопу, хотя сила увеличения здесь намного превосходит увеличение любого микроскопа, созданного человеком, и, скорее всего, любого, который когда-нибудь будет создан. Атомы и молекулы, постулированные наукой пока что как гипотезы, для ученика оккультизма являются видимой реальностью, хотя для него открывается, что они куда сложнее по своей природе, чем пока открыли ученые. Это опять же составляет огромное поле интереснейших исследований, которым можно посвятить целые тома [Впоследствии Ч. Ледбитером и А. Безант была написана «Оккультная химия», где эти исследования излагаются более подробно. — Прим. пер.], и научный исследователь, овладей он в совершенстве астральным зрением, не только обнаружил бы, что ему стало намного легче экспериментировать с обычными и известными явлениями, но перед ним открылись бы совершенно новые горизонты знаний, для полного исследования которых не хватило бы и жизни.

Например, развив это зрение, он заметит любопытную и красивую новость — существование новых и совсем других цветов за пределами обычного видимого спектра. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, которые наука открыла другими способами, будут непосредственно доступны его астральному зрению. Однако мы не должны себе позволять отклоняться в сторону, какие бы замечательные вещи нам там ни встретились, и нам следует вернуться к нашим попыткам дать общее представление о том, как выглядит астральный план. Хотя, как уже говорилось, обычные предметы физического мира и образуют фон для жизни на некоторых уровнях астрального плана, из их истинного облика и свойств становится видно столь многое, что общий эффект сильно отличается от знакомого нам. Для иллюстрации этого возьмем скалу, как пример довольно простого предмета.

Для тренированного взгляда это уже не просто инертная масса камня. Во-первых, видна вся физическая материя скалы, а не только ее малая часть; во-вторых, колебания ее физических частиц доступны восприятию; в-третьих, видно, что у нее есть астральное соответствие, состоящее из различных степеней астральной материи, частицы которой тоже в постоянном движении; в-четвертых, можно ясно видеть, как вселенская божественная жизнь действует в ней, как работает и во всем творении, хотя ее проявления, естественно, значительно различаются на различных стадиях ее нисхождения в материю, и для удобства каждой дано свое наименование. Сначала мы различаем ее в трех элементальных царствах; когда она вступает в минеральное царство, мы называем ее минеральной монадой; в растительном царстве ее описывают как растительную монаду, и так далее. Насколько нам известно, нет такой вещи как «мертвая» материя.

В довершение ко всему, вокруг скалы можно увидеть окружающую ее ауру, хотя она не так протяженна и разнообразна, как у представителей высших царств; можно видеть и ее элементальных обитателей, хотя правильнее было бы их назвать гномами — это одна из разновидностей природных духов. Здесь не место для полного изложения предмета жизни, пребывающей внутри; дальнейшие объяснения можно найти в «Человеке, видимом и невидимом», в одной из следующих глав данной книги и других работах по теософии. В случае растительного, животного и человеческого царств, естественно, будет гораздо больше усложнений.

Некоторые читатели, возможно возразят, что психистами, схватывающими иногда проблески астрального мира, никаких таких сложностей описано не было, не сообщали о них и проявлявшиеся на сеансах существа, но это легко объяснить. Немногие нетренированные лица, будь они живые или мертвые, сразу же, не приобретя длительного опыта, видят вещи на этом плане такими, каковы они есть; и даже те, кто видят их полностью, зачастую бывают слишком изумлены и смущены, чтобы понять или запомнить их. Среди же незначительного меньшинства способных и видеть, и помнить, вряд ли найдется кто-нибудь способный перевести эти воспоминания на язык нашего низшего плана. Многие нетренированные психисты вообще не подвергают свои видения научному исследованию — они лишь получают впечатление, которое может вполне верным, но может оказаться и наполовину ложным или полностью вводящим в заблуждение.

И последнее становится еще более вероятным, если мы учтем, что игривые обитатели другого мира часто устраивают фокусы, против которых нетренированные люди оказываются совершенно беззащитными. Следует также помнить, что рядовой обитатель астрального плана при обычных условиях сознает лишь объекты этого плана, физическая же материя ему совершенно невидима, подобно как астральная невидима большинству человечества. Но поскольку, как было ранее замечено, у каждого физического предмета есть астральное соответствие, видимое астральному обитателю, можно подумать, что разница невелика, и все же это составляет важную часть, образующую самую суть этой симметричной концепции.

Однако, если астральное существо постоянно работает через медиума, эти тонкие астральные чувства могут постепенно огрубеть настолько, что оно перестанет быть чувствительным к высшим степеням материи своего собственного плана, а вместо этого в пределах его видимости окажется физический мир. Тем не менее лишь тренированный пришелец из нашей жизни, вполне сознательный на обоих планах, может полагаться на свое зрение, видя и ясно, и одновременно. Надо понимать, что сложность здесь существует, и лишь когда ее вполне понимают и разбираются с ней научно, есть гарантия против обмана или ошибки.

Можно сказать, что для седьмого или низшего подразделения астрального плана наш физический мир тоже является фоном, но вид его там лишь частичный и искаженный, поскольку все светлое, доброе и прекрасное представляется невидимым. В египетском папирусе писца Ани, составленном 4000 лет назад, это описано так: «Что за это место, куда я попал? Здесь нет ни воды, ни воздуха, оно глубоко и неизмеримо, оно чернее самой темной ночи, и люди беспомощно блуждают вокруг. Здесь человек не может жить в спокойствии сердца…» [«…И любовные желания тоже не могут быть здесь удовлетворены» — продолжает Ани. Цитата приводится по переводу Е.А. Уоллиса Баджа. — прим. пер.] Для находящегося на этом уровне несчастного человеческого существа воистину верно, что «земля полна тьмы и жестоких мест», но тьма эта исходит от него самого и заставляет его влачить существование в постоянной ночи зла и ужаса — настоящем аду; однако, как и все прочие ады, он — всецело создание самого человека.

Я не имею этим в виду, что седьмой подплан — совершенно воображаемый и не имеет объективного существования. Он располагается отчасти на поверхности земли, а отчасти (и, возможно, большей частью) под землей, проникая твердую ее кору. Но я хочу сказать, что никому из людей, ведущих чистую и порядочную жизнь, не придется даже касаться этой исключительно нежелательной области, или хотя бы сознавать ее существование. Если кто-то и соприкоснется с ней, то всецело в силу своих грубых и злых действий, высказываний и мыслей.

Большинство изучающих находят исследование этого подразделения исключительно неприятной задачей из-за давящего чувства плотности и грубой материальности, которая неописуемо отвратительна для освобожденного астрального тела, создающего в нем ощущение проталкивания через какую-то черную, вязкую жидкость, а также поскольку тамошние обитатели и влияния обычно очень неприятны.

Первое, второе и третье подразделения, хотя и занимая то же место, тем не менее дают впечатление куда большей удаленности от физического мира, и соответственно, менее материальное. Обитающие там существа уже теряют из виду землю и ее принадлежности; обычно они поглощены собой и в значительной степени сами создают свое окружение, хотя оно достаточно предметно для того, чтобы быть ощутимым для других существ и для ясновидения. Эта область и есть «страна лета», о которой мы так много слышим на спиритических сеансах, и спускающиеся оттуда и описывающие ее несомненно говорят правду, насколько хватает их знания.

Именно на этих планах «духи» и вызывают к временному существованию свои дома, школы и города, хотя более ясному взгляду открывается, что они иногда являют жалкое несоответствие тому, чем они кажутся своим восхищенным творцам. Тем не менее, многие фантазии, обретающие там форму, обладают настоящей, хотя и временной красотой, и посетитель, не знающий ничего высшего, может в полном удовлетворении бродить по лесам и горам, красивым озерам и прекрасным цветникам, которые в любом случае превосходят что-либо имеющееся в физическом мире, и он может даже построить подобный пейзаж согласно собственной причуде. Подробности различий между этими тремя высшими подпланами, вероятно, будет легче объяснить, когда мы перейдем к описанию их человеческих обитателей.

Отчет об обстановке астрального плана был бы неполон без упоминания того, что часто, и по-моему, ошибочно, называют «записями астрального света». Эти записи (которые представляют собой нечто вроде материализации божественной памяти — живого фотографического воспроизведения всего, что когда-либо произошло) на самом деле постоянно запечатлены на некотором более высоком уровне, и лишь отражаются на астральном плане более или менее импульсивным образом; так что те, чья способность видения не поднимается выше этого плана, скорее всего вместо связного повествования получит лишь случайные и отрывочные картины прошлого. Тем не менее, эти отраженные картины всех видов прошлых событий постоянно воспроизводятся в астральном мире и образуют важную часть окружения находящегося там исследователя. Место позволяет мне здесь лишь упомянуть о них, но более полный отчет об этом можно найти в VII главе моей маленькой книжки «Ясновидение».

Предыдущая страница
Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2)  3  4)  5)  6)

Следующая страница
Реклама


Bottom
Цитата
Артур Шопенгауэр

Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.

Артур Шопенгауэр

Bottom
 • 
Статистика

Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Значение имени | Гороскопы | Камни и минералы | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2023
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь