Магия, гороскопы, именины, заговоры, привороты, тайна и значение имени, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека Малый алхимический свод
 
Новости
 
Библиотека
 
Заговоры
 
Лекарственные растения
 
Энциклопедия
 
Имена
 
Камни и минералы
 
Гороскопы
 
Календарь
 
Гадания
 
Сонник
 
Цитатник
 
Каталог
 
О проекте
 
Гостевая
 
Форум
 
Рекламодателям
 
   
Реклама
Реклама
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


Малый алхимический свод

Альберт Великий

Пояснения

1. Реминисценция на тему Екклизиаста. Вернуться

2. Алхимический трактат Авиценны «De Anima» («О душе») особенно часто цитировали в XIII столетии. Так, алхимические реминисценции из него встречаются, кроме Альберта, у Роджера Бэкона и Винсента из Бове. Впервые трактат «О душе» напечатан в Базеле в 1527 г. Принадлежность этого трактата Авиценне оспаривают. Л. Торндайк приводит перечень алхимических сочинений, необоснованно приписываемых Авиценне (Thorndike L. А history of magic and experimental science. V. 1 — 8. London, 1923-l941. V. 2. Р. 471). Вернуться

3. От decoguere (лат.) — отваривать, варить. В алхимическом опыте это действие означает принудительное выпаривание воды или иной жидкости, для того чтобы извлечь растворимые или взвешенные частицы твердого вещества. «Выпаривание» осуществляют также для концентрирования растворов. Вернуться

4. В оригинале — «in Solem et Lunam» (лат), то есть «в Золото и Серебро». Планетарная символика широко распространена в алхимии. Ею пользуется и Альберт. Двоякое именование металла — именем соответствующей планеты или своим собственным, «мирским», создает определенныетрудности при переводе. Так, Venus (Венера) и cuprum равно означают медь. Однако эмоциональное, сакрального свойства различие здесь вполне ощутимо. Мы посчитали возможным отличить эти почти синонимы, переводя Venus как Медь, а cuprum как медь. См., например: Kihre Р. The Achimia minor ascribed to Albertus Magnus // Isis. 1949. June. XXXII (2) и др. Вернуться

5. Такого рода выражения весьма характерны для герметической фразеологии приверженцев христианства. Однако эта фразеология имеет давнюю традицию, уходящую во времена александрийской учености. М. Бертло, например, усматривает подобное в одном греческом манускрипте: «Возжелав поведать друзьям моим о таинствах нашего искусства, я буду писать или говорить так, чтобы те, кому не следует знать о наших тайнах, глядели в мой текст, ничего в нем не видя, и слушали, ничего не понимая. Заклинаю вас именем Бога нашего сохранить эту книгу мою от невежественных глупцов» (Berthelot М. Introduction а l'etude de la chimie des anciens et du moyen age. l889. Р. 205 — 207). Не правда ли, почти прямая реминисценция? Вернуться

6. Spiritus (лат) — душа, дух, жизнь, воздух, энергия, дуновение, веяние, дыхание. Возможно, Альберт имеет здесь в виду одну из четырех «летучих субстанций»: ртуть, серу, аурипигмент или нашатырь. Вернуться

7. Cum labor damno est, crescit mortalis egestas: / Multa eicet sapias, re sine nullus eris (лат). Автор этих стихов в оригинале не назван. Вернуться

8. Л. Торндайк считает, что эти слова принадпежат Авиценне, а не Аристотелю, хотя «аристотелизм» Альберта представляется бесспорным. Ф. Тейлор, например, утверждает, что «главное дело святого Альберта и святого Фомы состояло в том, чтобы очистить Аристотеля от арабских фальсификаций и лишь после этого осуществить синтез аристотелевой философии и католической доктрины» (Taylor Е. St. Albert. Patron of Scientists. Oxford, 1950. Р. 7). Трактаты Альберта Великого изобилуют ссылками на Аристотеля, по большей части апокрифического. Вернуться

9. Ad album (лат.) — «к белому цвету», то есть к серебру; Ad rubeum (лат.) —«к красному цвету», то есть к золоту. Такого рода цветовые иносказания особенно характерны для европейской алхимической литературы XIII — хумос» (соединение арабской частицы «ал» с греческим словом «хюмос») — читаем XIV вв. Вернуться

10. «Vel melius ех articulo arabico al et verdo graeco хyмос» (соединение арабской частицы «ал» с греческим словом «хюмос») — читаем мы в подстрочном примечании Э. Борнье (Т. XXXVII, 1898. С. 547). Появление арабской частицы «ал» при слове «химия» относят к VIII — IX вв. и приписывают Халиду. Вернуться

11. Argento vivo (лат.). Так, следуя древним, алхимики иногда называют ртуть — одно из двух алхимических начал (наряду с серой). Утверждение этих начал — один из исходных постулатов ртуть-серной теории, фундаментальной теоретической доктрины христианских алхимиков. Вернуться

12. Гермес Трисмегист (Трижды Величайший) — легендарный основатель гермегических искусств (в первую очередь алхимии). «Тезка» одного из богов греческого пантеона и нередко отождествляется с последним. Однако он ближе к Тоту, многомудрому божеству эллинистического Египта. Тот и Гермес в ранней неоплатонической традиции — почти синонимы. Позднеэллинистический Тот-Гермес — универсальный источник мудрости, непревзойденный знаток математики, музыки, медицины, алхимии и всевозможных ремесел, покровитель магов и искусников разного толка. Вернуться

13. Альберт имеет в виду превращение при обжиге красных сульфидов мышьяка — реальгара и аурипигмента — сначала в черную массу, а затем в возгоняющийся оксид трехвалентного мышьяка («белый мышьяк»). Вернуться

14. Azurum, или лапис-лазурь, которую греки называли сапфиром. Вернуться

15. Возможно, ультрамарин. Вернуться

16. Так древние греки называли цинковые руды. Более конкретно «каламиновым камнем» считают силикат цинка. Сплав, получающийся с медью, близок к латуни. Вернуться

17. Моноокись свинца получают купеляцией (окислительным плавлением серебристого свинца). Свинец был известен еще в Древнем Египте. Однако в практике алхимиков-александрийцев он нередко отождествлялся с оловом. Вернуться

18. Имеются в виду переходы: металлический свинец — белый ацетат свинца — свинцовый сурик. Вернуться

19. Арабские алкимики называли любую кислоту уксусом (vinegar). Вернуться

20. Argilla simplici (лат) — огнеупорная глина, получаемая при смешении песка и глины, содержащей незначительные примеси железа, извести и магнезии. К этой смеси добавляли также гончарную глину (argilla figulorum) для придания массе большей пластичности. Вернуться

21. Alibi, supra (лат.), то есть в другом месте, наверху, — разночтения в различных версиях «Libellus de Alchimia». Вернуться

22. 1 палец = 0,726 дюйма; 4 пальца = 1 ладонь = 2,90 дюйма. Такие значения даются в английском переводе «De re metallica» Георга Агриколы. Вернуться

23. Fictilia (лат.) — глиняный, гончарный, керамический. Вернуться

24. Minium (лат.) — свинцовый сурик (белый и красный). Алхимики знали эти две формы в достаточно чистом виде. При остывании после предварительного нагревания до воскообразного состояния сурик образует на стенках глиняного сосуда глазуреподобную водозащитную поверхность. Белый сурик обладает лучшими водонепроницаемыми свойствами, нежели красный. В данном переводе сурик предпочтительней называть свинцом. Смысловая неточность находит здесь свое оправдание в исторически достоверной терминологии. Вернуться

25. Четыре металлических «духа» — устойчивый «алгоритм» ранних алхимиков. Это обстоятельство отмечают почти все историки алхимии, начиная с М. Бертло. При этом ртуть, как уже указывалось, называют живым серебром. Проникновение данной четверицы в первые алхимические латинские тексты связывают с Джабиром ибн Хайямом (см. примеч. 53). Вернуться

26. Магнегит, или магнитный железняк. Вернуться

27. Алхимическое золото, согласно Альберту, — рукотворный аналог природного золота, кое в чем, однако, уступающий последнему. Природный образ не вполне тождествен изготовленному образцу. Это место свидетельствует о несколько смиренной гордыне правоверных приверженцев алхимии, втягиваемых в христианский мир и приспосабливающихся к общепринятому христианскому послушанию. Вернуться

28. Al-ikser (араб.), fermentum (лат.) — закваска, катализатор, эликсир, тинктура, магистерий, фермент, медикамент — почти синонимы философского камня, получившие достаточно произвольное распространение в алхимической фразеологии XII-XVI вв. в средневековой Европе. Эликсир как главный синоним философского камня имел два «цветовых» определения — белый и красный. Первый (низшего рода) призван был обращать несовершенные металлы в серебро, второй — в золото. Вернуться

29. Sal nitrum (лат.), в отличие от остальных веществ, поименованных в этой главе, далее не описывается. Обычно так называли соду, реже — поташ. Вернуться

30. Агрикола отождествляет borax с бурой в современном значении. Вернуться

31. Atramentum (лат.) — грубая смесь сульфатов окисных меди и железа. Вернуться

32. Возможно, черная окись меди или сульфат окисного железа. Вернуться

33. В «Liber de mineralibus» Альберт утверждает, что тутия необходима для превращения металлов. Состав ее не дается. Альберт намекает на содержание в ней желтой меди и возгоняемого олова. Тутия может принимать многообразные оттенки от белого до желто-красного. Вернуться

34. Цинковая руда с примесями соединений меди и свинца. Вернуться

35. Марказитом обычно называют одну из форм железного колчедана. По-видимому, здесь он и имеется в виду. У Альберта встречаются, однако, термины marchasita или marchasida (серебряная или золотая марказита). Что это такое, не вполне ясно. Возможно, подобие искомого философского камня (Liber de mineralibus, III, VIII, 102). Вернуться

36. Magnesia (magnesium) (лат.) у Альберта — камнеобразное вещество черного цвета, нанесение которого на гладкие твердые поверхности придает последним стеклообразный вид (Liber de mineralibus, 111, VIII, 208). Вернуться

37. Ртуть как металл известна приблизительно с 1500 г. до н.э. Аристотель (Meteorologica, IV, 8, II) называет ее жидким серебром. У Плиния самородная ртуть именуетея argentum vivum — «живое серебро», а искусственная (полученная из киновари) «гидраргирум» — «водоподобное серебро». Вернуться

38. Красный сульфид ртути (киноварь). Алхимики нередко отождествляли красную разновидность киновари с красной окисью свинца (суриком). Вернуться

39. Аристотелевы стикии-качества в «матричном» мышлении алхимиков отождествлялись с металлами (а также с серой). При этом ртуть, например, воплощала холод и влажность («сухую влажность»), а сера — тепло и сухость («влажную сухость»). Вернуться

40. Альберт имеет в виду ртутно-золотые амальгамы. Амальгамирование ртутью золота и серебра и золочение с помощью амальгамы — вполне освоенный технохимический прием первых веков исторической жизни алхимического искусства, равно как и химических ремесел. Вернуться

41. Здесь и далее «добавления» к главам следует отнести, с полной мерой доказанности, ко времени после Альберта. Вернуться

42. Взаимодействие ртути и серы приводит к образованию киновари, это было известно еще в александрийские времена. Вернуться

43. Гебер в трактате «Summa perfectionis magisterii» (см. примеч. 53) называет серу «жиром земли». Затвердевшая сера, согласно Геберу, — сухая субстанция. Вернуться

44. По-видимому, имеются в виду как активность самой серы, так и свойства ее соединений: двуокиси серы и серной кислоты. Вернуться

45. Т.М. Швертнер, вслед за Дж. В. Мелером, толкует это место как предвосхищение Альбертом элементарной природы серы — за пятьсот лег до А. Лавуазье (Schwertner Th. М. St. Albert the Great, Milwankee, 1932, Р. 366, п. 35). Однако данное утверждение следует рассматривать, на наш взгляд, как следствие модернизаторских установок этих комментаторов. Вернуться

46. Вероятно, имеется в виду сера, мелко рассеянная в почве и выделяющаяся при термообработке. Но, может быть, речь идет о химически связанной, например полисульфидной, сере, которая при определенных условиях могла в алхимических опытак выделяться и в свободном виде. Вернуться

47. Золотистый цвет этого минерала нашел отражение в его названии, идущем с древности. Его простейшая формула Аs3S3. Вернуться

48. «Каменная соль» (sal petrae) — так в средние века называли селитру. Отсюда немецкие термины Salpeter (селитра) и Salpeter saure (азотная кислота). Вернуться

49. Возможно, речь идет об окисле мышьяка, а не о металлическом мышьяке. Это замечание восходит к Агриколе. Вернуться

50. Красный камень — красного цвета реальгар (AsS), который желтеет на свету, образуя смесь As2S3 (желтого цвета) и белой окиси мышьяка As2o3. Оба сульфида сгорают до трехокиси мышьяка, возгоняясь при нагревании в присутствии воздуха. Вернуться

51. Названия: sal ammoniacum, sal armoniacum (у Альберта), sal harmmoniacum, sal armeniacum (лат.). Все они восходят к Плинию и равно встречаются и в сочинениях западных алхимиков, и у арабов. Источником соли (NH4Cl) считалась человеческая моча (преимущественно юношей). Альберт относит нашатырь к разновидности обычной соли. Между тем арабские химики отличали sal ammoniacum от последней. Вернуться

52. Вероятно, sal ammoniacum, то есть нашатырь. Вернуться

53. Абу Муса Джабир ибн Хайям (Джабер, Джабир, Гебер) — арабский алхимик VIII — IX вв., авторитетнейший ученый среди арабских химиков. Позднее христианские адепты припишут ему множество алхимических трактатов. Часть из них принадлежит некоему Псевдо-Геберу, или Псевдо-Джабиру, согласно версии Петра Бонуса, испанского алхимика XIV в. Гебер-испанец — так называет его Бонус, связывая с ним ряд трактатов, получивших широкое хождение среди западных алхимиков, например: «Summa perfectionis magisterii», «De investigatione perfectionis», «De inventione veritatis», «Liber fornacum». Альберт, умерший в 1280 г., никак не мог ссылаться на Псевдо-Гебера; все ссылки на эти тексты следует считать позднейшими приписками. Вернуться

54. Sal alkali (лат.) — получают при взаимодействии зольного щелока — поташа с известью. Иногда так называли и сам поташ. До Р. Бойля (XVII в.) это был единственный вид настоящей щелочи. Вернуться

55. Соду, или nitrum, и щелочь (alkali) до XVII в. не различали вследствие близости свойств. Вернуться

56. Alofer, или alafur. Вернуться

57. Иносказательное описание водяной бани. Вернуться

58. Атраментум обозначает здесь грубую смесь сульфатов меди и железа. Нагревание смеси приводит к однородной массе красного цвета. Атраментум, применявшийся древними для приготовления черной краски, предполагал использование танинов (дубильных веществ). Вернуться

59. Судя по технологии, речь идет об обезвоженных квасцах. Вернуться

60. Одна из многочисленных работ, с большой долей сомнения приписываемых в средние века Аристотелю. С не меньшей настойчивостью этот текст приписывался и Арнольду из Виллановы, алхимику и врачу XIII в. Псевдоарисготелевские тексты имели в XIII — XV вв. широкое хождение среди алхимиков, приверженных христианству. Вернуться

61. «Сырой винный камень» — тартрат калия. После прокаливания добела он превращаегся в окись калия. «Масло винного камня» — концентрированный щелочной раствор. Вернуться

62. Viride aeris, Aes (лат) — спутник медных и оловянных руд. Aes cuprum — мель, добытая на острове Кипр (Cyprus). Отсюда и название для меди — cuprum. Возможно, в этом месте речь идет об ацетате меди; пигмент verdigris — яркозеленый. Вернуться

63. Закисная форма меди красного цвета, результат восстановительного разложения ацетата. Вернуться

64. Недвусмысленное указание на священнодейственный статус воды, таящей множество возможностей метафизического характера. Вернуться

65. Vitriol (лат) — медный купорос. Первое употребление термина часто приписывают Альберту. Однако есть более ранние свидетельства употребления этого названия — VIII в., на что указывал еще М. Бертло (Berthrelot М. La Chimie au moyen kge. Paris, 1893. ч, 1, 7 fragm.). Вернуться

66. «Liber fornacum» — одно из сочинений Псевдо-Гебера (примеч. 53). Вернуться

67. Uzifur (лат.), zanjifur (араб.) — киноварь. Вернуться

68. Здесь vermillon (лат) — означает красный свинец (сурик). Вернуться

69. Ampulla (лат) — стеклянный или глиняный сосуд, подобие колбы Эрленмейера. Вернуться

70. Способы очистки ртути и серы. Операция очистки предшествует получению киновари. Вернуться

71. Azurium (лат.) — минерал лазурит голубого (лазоревого) цвета, содержит медь. Данный рецепт, оперирующий со ртутью, серой и нашатырем, может быть понят как способ получения ультрамарина, имеющего голубой цвет. При этом необходимо наличие силикатов. Смесь глины, соды, серы и древесных опилок при нагревании в закрытом сосуде приобретает красный цвет, обращаясь в белый ультрамарин. Повторная добавка серы при последующем нагревании приводит, согласно Партингтону, к голубой разновидности ультрамарина. Различие лазурита и ультрамарина связано с содержанием в первом меди, во втором — натрийалюминиевого силиката с примесями серы. Вернуться

72. Одна драхма соответствует 1/8 унции, или 3,888 г. Вернуться

73. Cerussa (лат) — «белый свинец», в данном случае — ацетат свинца. Последний получают длительным действием паров уксусной кислоты на свинец в закрытых сосудах. Эта технология восходит к древним временам (точное время не установлено). Вообще же церусситом называли и называют белую свинцовую руду — карбонат свинца. Вернуться

74. При нагревании церуссита образуется желтая окись свинца. Тщательно управляемое нагревание на воздухе обращает церуссит в красный свинец, или сурик. Сильное нагревание вновь приводит к образованию светлого окисла. Свинец и его окислы были известны еще в глубокой древности. Окислы свинца употреблялись, как и сейчас, в качестве пигментных веществ. Вернуться

75. Согласно Партингтону, этот способ близок к современному. Так, если белый свинец (массикот или церуссит) нагревать в воздухе около 340 °С, он абсорбирует кислород и превращается в кристаллический порошок (красный свинец, или сурик). Нагревание выше 450 °С восстанавливает сурик до моноокиси свинца. Вернуться

76. Сродство (affinitas — лат.) — термин, встречающийся в издании Э. Борнье. Вероятно, Альберт разумеет под ним причину возгонки металлов с серой. Вернуться

77. Существенное теоретическое положение, которое именно поэтому следует воспроизвести на языке оригинала: «Et propter hoc si sublimas а stanno vel plumbo, post sublimationem ipsum conscipicies nigredine infectum; ergo melior est sublimatio реr ea cum guibus non convenit: melius autem esset cum eis cum guibus convenit, si sul-phureitatem non convenit». Вернуться

78. Porphyry — природный строительный материал, добывающийся в Египте. Алхимикам он часто заменял мраморные подставки. Вернуться

79. Cassola (лат.) — род небольшого противня с ручкой (соусница, сковородка). Вернуться

80. Не исключен второй смысл: концентрированный спирт, предназначенный для осаждения соли. Вернуться

81. Paropsis — небольшое блюдце (типа чашки Петри). Вернуться

82. В аристотелевской натурфилософии и земля, и огонь — сухие субстанции. Однако огонь сух по преимуществу (поскольку он еще и горяч, в отличие от земли). Вернуться

83. Закрепление, или фиксация (fixatio — лат.), — алхимическая операция, состоящая в стабилизации вещества путем удаления из его пор паров или переведения последних в иное агрегатное состояние. Вернуться

84. «Super illa in aliis» (лат.) — «из состояния невозогнанного в возогнанное». Вернуться

85. См. примеч. 61. Вернуться

86. Скорее всего собирательное имя самородных ядовитых мышьяковых сульфидов и Сандарака. История химии не знает имени первооткрывателя металлического мышьяка. Однако существует версия, приписывающая это открытие Альберту, получившему мышью нагреванием аурипигмента с мылом (Weeks М. Е. Discovery of the Elements, Easton. Р., 1933. Р. 10). Вернуться

87. Перегонка — старинная технохимическая операция. Одно из ранних описаний перегонки принадлежит Диоскориду (I в.), который сообщил о перегонке ртути, выделенной из киновари. Примитивные сосуды для перегонки, найденные в Месопотамии, относятся к III тысячелетию до н.э. Вернуться

88. Al-imbig (араб.) (у Диоскорида — embic) — ретортообразный сосуд с идущим от крышки-колпачка отводом для сбора конденсата, образующегося при перегонке. Вернуться

89. Aqua fortis (лат.) — может быть, азотная кислота. Вернуться

90. Ceratio (лат.) — одна из технохимических алхимических операций, состоящая в размягчении твердого тела, приведении его в воскообразное состояние. Вернуться

91. Phiala (греч., перс.) — небольшая, сферической формы чаша (пиала). Вернуться

92. Ртуть, смешанная с толченым мелом или же с измельченной яичной скорлупой, скатывается в комкообразную массу. Вернуться

93. Алудел — сосуд, открытый с обоих концов, соединенный с себе подобным; род холодильника, конденсационной трубки в перегонном аппарате. Вернуться

94. Тальк — силикат магния. Вернуться

95. Жан де Мен (XIII в.) — французский поэт, переводчик Боэция, ученый. Ему приписывают немало сочинений по алхимии. Вернуться

96. Абу-Бакр Мухаммед ибн Захарийя ар-Рази (обычно Разес, или Ар-Рази) — крупнейший арабский химик IX — Х вв., автор ряда медицинских сочинений, имевших широкое хождение в Европе в XII в. в виде латинских версий. Разесу приписывают и другие алхимические сочинения XII — XIII вв. (как, впрочем, Аристотелю, Джабиру и Авиценне). Доподлинно известно, что «Книга тайн» и «Книга тайны тайн» действительно принадлежит этому ученому. «De aluminibus et salibus» — первое алхимическое сочинение Рази, переведенное на латинский язык Герардом Кремоной (XII в.). Вернуться

97. Название восходит к городу Пергам (Pergamum, Pergamon) — столице древней Мизии, государства в Малой Азии, в эпоху Атталидов (III — II в. до н. э.) — крупнейший культурный центр Малоазиатского региона. Вернуться

98. Английский ученый, францисканский теолог и философ, монах Роджер Бэкон (XIII в.) — младший современник Альберта. Традиция приписываег ему ряд алхимических сочинений. Роджеру Бэкону достоверно принадлежат Большое, Малое и Третье сочинения (Opus Maius, Opus Minus, Opus Tertium), содержащие обширные сведения из различных областей средневекового природознания (оптика, алхимия, астрология). Универсальная опытная наука Бэкона, хотя и основана на «опыте» и созерцательном наблюдении, — лишь иллюстрация и подтверждение «опыта внутреннего», связанного с интуитивным актом божественного озарения. Вернуться

99. In cluteo (лат.). В. Хайнс предполагает, что это написание ошибочно: скорее, cludo (claudo) от occludo — включаю. Вернуться

100. Речь может идти об организме — губке или, возможно, о пемзе. Вернуться

101. Имеется в виду многотрубчатый алембик (алембик с двумя трубками — дибик, с тремя — трибик). Вернуться

102. Cisti felis (лат) (cista — вместилище, feles — кошка). Пузырь — род диализной мембраны (если интерпретировать с нынешних позиций). Вернуться

103. Эта дополнительная глава (caput additum) появляется впервые в издании П.Джемми (Лион, 1651). Вернуться

104. Sacculus (лат.) — матерчатый мешочек, употреблявшийся для процеживания вина. Вернуться

105. Aqua dulci — скорее всего подщелоченная вода, dulci — подслащенная, сладкая — метафорический парафраз, в противоположность подкислению. Вернуться

106. Возможно, часть алембика, герметически соединенная с последним. Вернуться

107. Не иначе как Арнольд из Виллановы (см. примеч. 60). Вернуться

108. Luto sapientiae (лат). Точный состав этой глины неизвестен. Применялась для замазывания трещин нагреваемых сосудов. Вернуться

109. Это масло может содержать мылообразные вещества, а также свиной жир. Вернуться

110. Ртуть с оловом образует амальгаму. Вернуться

111. Amizadir, или almicadir (араб.) — нашатырь. Вернуться

112. Caliditate et sinceritate (вариант: caliditate et rumiditate) (лат.) — жар и сухость. Первый вариант предпочтительнее и зафиксирован в изданиях П. Джемми и Э. Борнье. Вернуться

113. Аттинкар — одно из названий соды (sal nitrum; nitrum). Вернуться

114. «Modo componendi medicinam реr aequationem elementorum» — сочинение, приписываемое Роджеру Бэкону. Вернуться

115. Указания на этот способ встречаются у древних авторов: Витрувия, Диоскорида, Теофраста. Плиния Старшего. Вернуться

116. Здесь идет речь о философском камне, гипотетическом веществе, осуществляющем превращение несовершенных металлов в золото и серебро. Первое упоминание о философском камне относят к VII в. «Яйцо философов» — символический парафраз физической Вселенной; кроме того, оно — иносказательный образ четырех металлов: меди и олова (желток и белок), свинца и железа (кожица и скорлупа). Возможно, что «яйцо философов» как средоточие четырех металлов воспроизводит «все металлические» свойства золота (металл в наивысшей степени), а значит, и посредника между несовершенным металлом н совершенным, то есть философского камня. Вернуться

117. Так, по мысли Альберта, окончательно осуществляется алхимическое превращение. Вместе с тем в теоретическом плане алхимическая ртуть-серная теория вновь видоизменяется в Аристотелеву натурфилософскую доктрину четырех элементов-стихий и свойств-качеств. Именно в таких терминах представлен заключительный раздел трактата. Лишь в середине XVI в. бинарная алхимическая доктрина (ртуть-сера) обернется триадой (ртуть-соль-сера). Эту триадическую концепцию связывают с именем Парацельса — Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, знаменитого немецкого врача и ятрохимика (лекарственного химика). Тринитарная ртуть-соль-серная теория Парацельса существенно поколебала Аристотелеву натурфилософскую концепцию и сопутствующие ей дихотомические построения. Вернуться


Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2)  3)  4 

Реклама
Лента новостей


Французский суд обязал город убрать из парка статую Девы Марии 15:48  04.12 • Французский суд обязал город убрать из парка статую Девы Марии
Суд обязал администрацию французского городка Публье избавиться от скульптуры Девы Марии на городской площади


В центре Мехико обнаружен древний храм ацтеков 12:42  03.12 • В центре Мехико обнаружен древний храм ацтеков
В Мехико под обломками супермаркета археологами обнаружен ацтекский храм, построенный 650 лет назад


Астрофизик развенчал миф о Вифлеемской звезде 14:53  02.12 • Астрофизик развенчал миф о Вифлеемской звезде
Профессор теоретической астрофизики и космологии опроверг церковное предание о том, что волхвов привела в Иерусалим звезда


Новая миссия на Луну изучит состояние лунохода «Аполлона-17» 12:17  02.12 • Новая миссия на Луну изучит состояние лунохода «Аполлона-17»
Частные компании готовы профинансировать полет на Луну для того, чтобы осмотреть и оценить состояние лунохода, оставленного астронавтами «Аполлона-17».


Огромная кобра терроризирует жителей дома (видео) 08:24  02.12 • Огромная кобра терроризирует жителей дома (видео)
Настоящий шок испытали жители одного из жилых комплексов, когда обнаружили в квартирном туалете огромную ядовитую змею.


Необычайное долголетие и жизнь в трех веках (видео) 13:04  01.12 • Необычайное долголетие и жизнь в трех веках (видео)
К счастью еще жива женщина, которой посчастливилось побывать в трех столетиях и ей исполнилось 117 лет.


Робот с «человеческим лицом»… Возможно ли такое? 10:38  01.12 • Робот с «человеческим лицом»… Возможно ли такое?
Может ли у робота внешность быть такой же как у человека. Эксперты утверждают, что андроиды еще недостаточно реалистичны.


Неожиданная находка внутри мумии крокодила 12:48  30.11 • Неожиданная находка внутри мумии крокодила
Потрясающим сюрпризом назвали учёные неожиданную находку при повторном сканировании мумии крокодила.


Загадочные образования в форме пирамид обнаружены в Антарктиде (видео) 10:29  30.11 • Загадочные образования в форме пирамид обнаружены в Антарктиде (видео)
Снимок, сделанный в Антарктиде, вызвал оживлённые споры: является ли это сооружение рукотворным или просто вершиной природной скалы?


Археологи обнаружили в Египте неизвестный ранее город 13:24  29.11 • Археологи обнаружили в Египте неизвестный ранее город
Город, которому по предположениям учёных около 7000 лет, был обнаружен во время археологических работ на юге Египта.


Параллельные вселенные могут быть реальностью 10:52  29.11 • Параллельные вселенные могут быть реальностью
Теория «многих взаимодействующих миров», существующая в квантовой физике, подтверждает идею о бесчисленных параллельных вселенных.


Стала известна причина катастрофы «Скиапарелли» 17:52  28.11 • Стала известна причина катастрофы «Скиапарелли»
Ученые наконец-то точно определили, что стало причиной неудачной посадки на Марс спускаемого аппарата «Скиапарелли».

 В избранное •  Получать новости на e-mail •  RSS-канал • Архив Архив новостей

Реклама
Реклама


Цитата

Психоанализ — это исповедь без отпущения грехов.

Честертон Гилберт Кит

Реклама
  •
Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Имена | Гороскопы | Камни | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте | Гостевая | Форум |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2016
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь