Магия, гороскопы, именины, заговоры, привороты, тайна и значение имени, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека Что такое фантомология
 
Новости
 
Библиотека
 
Заговоры
 
Лекарственные растения
 
Энциклопедия
 
Имена
 
Камни и минералы
 
Гороскопы
 
Календарь
 
Гадания
 
Сонник
 
Цитатник
 
Каталог
 
О проекте
 
Гостевая
 
Форум
 
Рекламодателям
 
   
Реклама
Реклама
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


Что такое фантомология

Винокуров И.В.

За дело берутся профессионалы

В отличие от любителей парапсихологи-профессионалы, уж если им выпадает редкая возможность быть призванными на помощь или для консультации, используют максимально возможный набор методов и способов исследования привидений — они привлекают и чисто пара­психологические методики, и то, что способна предложить официальная наука. Вот один из примеров работы в этой области американских исследователей Михалины Меер и Гертруды Шмайдлер с психологического факультета одного из нью-йоркских университетов. Им повезло в том отношении, что одна из них оказалась другом семьи, обеспокоенной привидением и нуждающейся в совете опытных в таких делах людей. Естественно, парапсихологи не могли упустить столь редкостную возможность. Привидение являлось членам той семьи 16 и 17 октября 1973 года, а уже к 22 октября был намечен план работы и опрошены очевидцы.

Последних было двое — мать (Маргарет) и дочь (Кэтлин). Вот что рассказала Кэтлин:

«Примерно в половине девятого вечера 16 октября я, сидя перед телевизором, вспомнила, что приближается время ужина, на который должна прийти моя сестра Пегги, ведь сегодня день ее рождения. Тут я услышала, как открывается парадная дверь, и подумала, что это Пегги пришла ко мне, и поднялась с кресла. Чтобы спуститься вниз и узнать, она ли это. Я вышла в холл — свет в нем был погашен, но поскольку я точно знала, что кто-то вошел, я включила освещение и увидела в углу холла человека, но это была не сестра. Вначале я подумала, что это мама — в доме были только мы — и что она медленно шла в ванную или обратно. Я точно кого-то видела, какого-то старого человека, который шел очень осторожно, как это иногда делает мама, когда себя плохо чувствует. Я сказала: «Мам!» — нет ответа. «Мам!» — уже громче, но он исчез в комнате, примыкавшей к холлу. Тот человек был одет явно по-домашнему, как бы в купальный халат. Но в целом фигура была настолько темной, что, несмотря на освещение, она скорее поглощала свет, чем отражала его, и я не могла разглядеть никаких деталей. Однако она выглядела как человек. Когда же в конце концов мама отозвалась, будучи, как оказалось, в другом конце дома, я спросила у нее, кто же пришел. «Никто», — ответила она. Я собрала в кулак все свое мужество и стала тщательно обследовать дом в поисках того, кого видела, но его хватило лишь на пять минут…»

А вот с чем на следующий вечер столкнулась мать, причем в том же самом углу холла:

«Я сошла вниз и, обходя угол холла, увидела… нет, сначала услышала какое-то шуршание, а уже потом увидела какую-то прозрачную черноту, как бы бегущую куда-то. Я сказала: «Кэти!» — но подумала, что бежать этим путем она могла лишь в ванную, да и то в случае, если бы у нее вдруг расстроился желудок… Я вновь произнесла: «Кэти! Кэти!» — и побежала за этой тенью, но там никого не было. Тогда я пронзительно вскрикнула: «Кэти!!!» — я никогда не думала, что способна так громко кричать. А Кэти, как оказалось, спала в своей комнате. Я ей сказала, что видела ее бегущей в ванную, бегущей очень быстро в чем-то, похожем на одежду, но только чермном или темном, развевающемся на бегу».

Дальнейшие расспросы показали, что и пеги за два-три года до этого видела там же нечто подобное. Интересно, что эта странная фигура являлась в одном и том же месте; удалялась от наблюдателя, а не приближалась к нему; огибала угол холла, не дойдя до его середины; явно преследовала какую-то цель; ее поведение было похоже на поведение существа, охваченного каким-то страданием; то, что воспринималось как одежда, выглядело темным или черным.

Завершив опросы и получив все необходимые сведения, исследователи приступили к следующему этапу работы. Прежде всего сделали план холла, разбили его на двадцать квадратов и попросили мать и дочь, независимо друг от друга, отметить те квадраты, где они встретили привидение. Обе пометили одни и те же квадраты, их оказалось четыре.

Затем был составлен вопросник из 37 пунктов. Восемь из них представляли собой те признаки привидения, которые назвали и мать, и дочь, а 29 — ложные признаки, не имеющие с ним ничего общего. Оба вида признаков в общем списке были перемешаны случайным образом.

Далее к участию в работе были привлечены четверо экстрасенсов и восемь скептиков. Их, также независимо друг от друга, проводили по дому, по холлу и просили отметить те квадраты, где, как им кажется, обитает или чувствуется привидение; человек, на которого была возложена эта процедура, тоже не знал, на какие квадраты показали мать и дочь.

Также экстрасенсов и скептиков просили ответить на вопросник независимо друг от друга. Человек, который просил их сделать это, не знал, какие признаки правдивые, а какие — ложные, то есть характеризующие привидение неправильно — не так, как его описали дочь и мать.

После того как экстрасенсы и скептики проделывали то, что от них требовалось, их подробно расспрашивали об ощущениях и впечатлениях; каждого просили все испытанное описать лично.

В итоге никто из скептиков не смог отличить в вопроснике правдивые признаки от ложных, но зато это сделал один экстрасенс из четырех; правда, то был известный всей Америке Инго Сванн, одна из самых больших ее знаменитостей. Он таким образом как бы увидел призрак глазами очевидцев, однако не смог правильно указать на плане холла те квадраты, в которых его видели мать и дочь. Тем не менее Сванн показал, что все-таки видел привидение в холле, которое вначале приближалось к нему, затем сделало резкий поворот вправо и двинулось в другое место. Его описание частично соответствовало тому, что видели мать и дочь, но казалось как бы его продолжением, будто бы наблюдатель описывал ту же сцену, но в более позднее время и находясь в другой ее точке.

Что же касается опознания квадратов на плане холла, отмеченных дочерью и матерью, то это также сделал только один экстрасенс; другие его коллеги и все скептики ошиблись.

Очень интересны письменные отчеты некоторых экстрасенсов. Например, Ирис Ваган описала ощущение чего-то «невероятно злобного» в прихожей дома, где она «испытала чувство потери сознания, как будто бы была протащена сквозь тоннель времени». И еще она заметила: «Самое плохое место — прихожая: почти беспричинный страх». Другой экстрасенс, тот, который правильно опознал «нехорошие» квадраты на плане холла, при описании своих впечатлений использовал такие выражения, как «черный мужчина», «молодая черная девушка», «черная женщина», и говорил о каком-то шуршащем шуме в прихожей.

Дополнительно исследователи производили фотосъемку помещений на пленку, чувствительную к инфракрасному, то есть тепловому, излучению. На одном из кадров проявился необычный параболический световой эффект. Однако уровень радиации не отклонялся от нормы. Возможностей использовать другую аппаратуру у исследователей не было.

Конечно, результаты этой выполненной профессионалами работы в сравнении с «подвигами» любителей не кажутся столь впечатляющими: они достаточно скромны, но точны и объективны, а потому имеют большую ценность, ибо получены в тщательно подготовленном исследовании. Ведь фантомология так нуждается в добротных свидетельствах и наблюдениях! А как раз их-то не так уж и много. Так, согласно подсчетам фантомологов, в публикациях английского и американского Обществ психических исследований начиная с 1882-1884 годов описано не больше двух с половиной тысяч случаев наблюдения привидений, которые можно признать удовлетворительными по качеству описания, позволяющего определить достоверность наблюдения. Самыми ценными фантомологи считают описания встреч с призраками, которые сделаны людьми, чья профессия требует от них особой наблюдательности и точности в изображении увиденного. С особым доверием они относятся к свидетельствам полицейских. Например, два полисмена, патрулировавших на одной из улиц Бирмингема в 1972 году как-то ранним утром, были буквально шокированы, увидав фигуру человека, прошедшего сквозь стену! А сержант Джон Смит из военной автоинспекции, графство Суссекс, в 1976 году преследовал как-то вечером велосипедиста, который, вопреки правилам, ехал без сигнальных огней. Сержант обогнал нарушителя, тут же, не отводя от него глаз, развернул свою машину поперек дороги, но штрафовать оказалось некого: и человек, и велосипед внезапно исчезли!

И все же в целом, в отличие от прошлого века, в нашем столетии привидения не пользуются большой популярностью у парапсихологов — по крайней мере, такой, как у читателей. И тому есть особые причины, основная из которых — почти полная непредсказуемость времени и, в меньшей степени, места проявления феномена, что серьезно затрудняет его изучение. К тому же привидения если и являются, то обычно на очень короткое время, вполне достаточное для того, чтобы напугать или удивить очевидца, но слишком короткое, чтобы успеть сделать что-то полезное, например сфотографировать странное видение в случаях, когда аппарат оказывался под рукой. И тем не менее феномен продолжает интересовать исследователей и в наши дни. Так, на съезде Парапсихологической ассоциации (США) — организации, носящей международный характер, состоявшемся в августе 1995 года, работал специальный симпозиум, посвященный проблеме привидений. В нем принял участие и выступил с докладом самый опытный в США охотник за полтергейстами и привидениями У. Ролл. А в одном из сообщений обсуждались предварительные результаты исследования, показавшего возможность создавать привидения в лабораторных условиях.

Читатель вправе спросить: как же это можно, еще не договорившись о том, что такое привидения, начать создавать их в лаборатории? И в чем-то будут правы. Ведь все же большинство современных парапсихологов считают привидения галлюцинациями, не имеющими никакой внешней реальности, в лучшем случае — телепатически вызванными галлюцинациями, то есть все-таки имеющими внешнюю причину. Но один из ведущих английских парапсихологов, Алан Гоулд, утверждает: считать привидения галлюцинацией означает считать их несуществующими, тогда как все говорит за то, что очевидцы воспринимают их посредством органов чувств, то есть как нечто, существующее объективно и в значительной степени независимо от наблюдателя, и это нечто, бывает, не только одаряет очевидца важными и дотоле неизвестными ему новостями, но и оставляет вполне вещественные следы своего пребывания. Вместе с тем в массовом общественном сознании, и особенно в представлениях ученых, объективность (вещественность, как говорили в старину) привидений почти не отражена, за исключением, пожалуй, такого «несерьезного» феномена, как фольклор, но о нем мы поговорим позже. Потому-то, встретившись с привидением в быту, мы удивляемся: «Померещилось!»; ученый же скажет, что вы испытали галлюцинацию. Все это прекрасно отражено в словарях и энциклопедиях. Давайте же перелистаем их страницы.

Что говорят о привидениях словари и энциклопедии

Возьмем для начала Большую Советскую Энциклопедию. В изданиях 1940 и 1937 годов слова «привидения» нет, есть только «привиденьевые» — название одного из отрядов насекомых (палоч­ники или листотелы). Зато в издании 1955 года можно прочесть: «Привидение — в представлении суеверных и мистически настроенных людей призрак умершего, появление которого заключает угрозу для жизни».

Далее, возьмем Толковый словарь русского языка 1939 года издания. Из него мы узнаем, что привидение — это «призрак умершего или отсутствующего существа, по представлениям людей суеверных и с болезненной фантазией якобы являющийся им». А вот самый последний Толковый словарь русского языка С.И. Ожогова и Н.Ю. Шведова 1995 года издания. Из него следует, что привидения существуют «в сказках, мистических представлениях», что это — «призрак умершего или воображаемого существа», «плод болезненной фантазии». А что же такое призрак? Это — «образ кого- или чего-нибудь, представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится».

Обратимся к Словарю синонимов русского языка (Л.: Наука, 1971). Там мы прочтем, что «привидение, призрак, видение, тень (обычно «кого»), фантом» — это «бесплотное существо, дух умершего или отсутствующего человека, являющийся (по представлению суеверных, мистически настроенных людей) в его образе где-либо, кому-либо». Примерно так же толкуется значение слова «привидение» в Словаре современного русского литературного языка 1961 года издания: привидение определяется как «дух умершего существа, якобы представляющийся людям суеверным и с болез­ненным воображением».

В заключение наших библиографических изысканий познакомимся с тем, что понимается под словом «привидение» в Британской энциклопедии 1975 года издания:

«Привидения (в оккультизме) — зрительное восприятие бесплотного человека, живущего или умершего; более редко — восприятие фантомоподобного животного или живого объекта. Видят привидения иногда все, иногда только один или более из числа присутствующих. В значительном случае привидения связаны со срочным сообщением, иногда символическим, о предстоящей опасности или смерти. Вопрос о том, насколько их можно считать только субъективными переживаниями, все еще обсуждается».

Несмотря на разнообразие мнений, стоит отметить два момента. Во-первых, утверждения, что привидение может соответствовать как умершему, так и живому, но отсутствующему в данное время и в данном месте человеку. Во-вторых, предположения о том, чем же является то, что соответствует. А таких предположений лишь два: то, что соответствует, может быть либо призраком, либо духом оригинала, то есть живого или умершего человека. Первое из этих предположений заводит нас в тупик: привидение и призрак — слова-синонимы. Они подменяют друг друга, потому что означают одно и то же.

Привидения и духи

Предположение о том, что привидение (или призрак) оригинала — это дух оригинала, представляется заслуживающим внимания, потому что оно конструктивно. Ведь в самом деле, многие привидения можно не только увидеть, но еще одновременно услышать или просто почувствовать, другие же, будучи невидимыми, только ощущаются. Иногда привидение даже разговаривает, однако очевидцы чаще слышат лишь звуки, сопровождающие движения призрачной фигуры. Бывает, они испытывают ее дотрагивания, щипки, удары (случается, и поцелуи), а также чувствуют холодные дуновения и вообще изменения температуры вблизи призрака. Интересно, что свидетели часто сообщают об ощущении чьего-то присутствия еще до того, как появилась сама фигура призрака. В других случаях о приближении невидимки свидетельствуют только звуки шагов, шуршание одежды, передвижения стоящих на его пути предметов. Но можно ли невидимок называть привидениями? Ответ напрашивается явно отрицательный. Тут будет правильнее говорить о невидимо проявляющихся духах. А под собственно привидениями следует понимать видимых духов.

И. Кант о духах

Однако что же такое дух, духи? Пожалуй, применительно к предмету нашего исследования об этом лучше всего сказал И. Кант в работе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика», написанной в 1766 году:

«Если собрать в одно целое все, что о духах фантазирует юноша, говорит толпа и, так или иначе, исследует философ, то окажется, что все это составляет немалую часть нашего знания вообще. Тем не менее я решаюсь утверждать, что если бы кому-нибудь пришло в голову несколько сосредоточиться над вопросом, что же собственно скрывается под понятием дух, то он поставил бы всех этих знатоков в крайне тяжелое положение.

Методическая болтовня высших школ весьма часто является не чем иным, как взаимным соглашением обойти при помощи неопределенных фраз трудный вопрос вместо того, чтобы прибегнуть к более удобному и часто благоразумному «не знаю», столь не любезному академиям. Некоторые новейшие мудрецы, как они себя охотно называют, очень легко справляются с этим вопросом. Дух, говорят они, есть сущность, одаренная разумом. Ничего чудесного нет, таким образом, в способности видеть духов, так как всякий, кто видит людей, видит сущности, одаренные разумом. Та сущность, продолжают мудрецы, которая в человеке наделена разумом, составляет лишь часть самого человека, и вот эта-то часть, оживотворяющая его, называется духом.

Пусть так! Но прежде чем доказывать, что только существо духовное может быть наделено разумом, вам следует позаботиться о том, чтобы я знал, что именно надо понимать под духовным существом…

Итак, — завершает Кант свою мысль, — я не знаю, существуют ли духи, даже больше — я не знаю, что собственно обозначает слово дух. Но так как я часто это слово употреблял или слышал, как другие употребляли, то что-нибудь — призрак ли или нечто действительное — должно же понимать под ним».

Далее он делает еще несколько уточняющих замечаний:

«Понятие дух вы, стало быть, можете сохранить лишь тогда, когда вообразите себе существа, присутствие которых возможно и в наполненном материей пространстве, — другими словами, если вообразите себе существа, которые лишены непроницаемости и, взятые в каком угодно количестве, никогда не могут составить одного компактного целого. Подобного рода простые существа являются существами нематериальными и, если им присущ разум, называются духами… Что-нибудь одно: либо слово «дух» есть слово без всякого смысла, либо оно имеет приведенный выше смысл.

От определения понятия дух еще очень далеко до права утверждать, что подобные существа имеют действительное бытие или даже только возможны».

Интересно в этой связи одно крайне любопытное пророчество знаменитого философа: «Будущее, вероятно, даст разновидности новых мнений на эту тему, но не увеличит человеческого знания в этой области». Примерно восемьдесят лет спустя почти то же самое утверждал относительно привидений В.А. Жуковский, под которыми он понимал «явления духов», то есть «существ бестелесных»: «…сии явления все останутся для нас навсегда между «да» и «нет». В этой невозможности приобрести насчет них убеждение выражается для нас закон самого Создателя».

Итак, мы ознакомились с историей фантомологии, с ее основными понятиями, противоречиями, парадоксами и трудностями, а также с тем, что делается в этой области в настоящее время. Все это было как бы введением в круг проблем общей фантомологии. Далее нам предстоит знакомство с ее частными разделами. Но прежде чем переходить к ним, следует сделать одно существенное замечание.

Как известно, основной источник сведений для фантомолога — рассказы и описания тех, кто повстречался с привидениями, сбор, анализ и приведение в систему историй, связанных с такими встречами. Несмотря на то что самих историй множество, не все из них дают исчерпывающее описание того, что было. Поэтому недостаточность или неполнота какого-либо одного рассказа, иллюстрирующего то или иное важное положение, будут нейтрализованы другими аналогичными историями, происшедшими с другими людьми, в другом месте и в другое время. Ведь еще Кант нашел, что можно усомниться лишь в каждой отдельной истории о встречах с привидениями — взятые в целом, они выглядят достоверными.


Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2)  3)  4)  5 

Реклама
Лента новостей


В Бенгальском заливе обнаружена огромная мёртвая зона 14:00  06.12 • В Бенгальском заливе обнаружена огромная мёртвая зона
Учёные обнаружили в Индийском океане огромные объёмы бедной кислородом воды


Успешные испытания космического корабля для туристов 12:08  06.12 • Успешные испытания космического корабля для туристов
Компания Virgin Galactic успешно закончила испытания космического летательного аппарата, который предназначен для туристических полётов.


AI предсказывает будущее, просматривая видео 10:29  06.12 • AI предсказывает будущее, просматривая видео
Можно ли научить компьютер предсказывать последовательность будущих событий?


Неизвестные черепа вызвали спор учёных и уфологов 16:15  05.12 • Неизвестные черепа вызвали спор учёных и уфологов
Два странных черепа, найденные археологами в районе природного парка Большой Тхач в Адыгее, стали предметом споров учёных и сторонников версий об НЛО.


Может ли на коричневых карликах существовать инопланетная жизнь 14:18  05.12 • Может ли на коричневых карликах существовать инопланетная жизнь
Учёные утверждают, что есть основания для поиска инопланетной жизни на коричневых карликовых звездах.


Над Антарктидой замечены загадочные серебристые облака 13:45  05.12 • Над Антарктидой замечены загадочные серебристые облака
Спутник НАСА зафиксировал над Антарктидой серебристые (ночные светящиеся) облака, состоящие из ледяных кристаллов


Очевидцы утверждают, что «тасманийский тигр» ещё жив (видео) 11:44  05.12 • Очевидцы утверждают, что «тасманийский тигр» ещё жив (видео)
Эксперты приводят в доказательство два новых видеоролика, которые, по их мнению, доказывают существование тыласинов.


Археологи установили происхождение Гроба Господня в Иерусалиме 11:26  05.12 • Археологи установили происхождение Гроба Господня в Иерусалиме
В Иерусалиме археологи подтвердили происхождение теорию происхождения Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме


Французский суд обязал город убрать из парка статую Девы Марии 15:48  04.12 • Французский суд обязал город убрать из парка статую Девы Марии
Суд обязал администрацию французского городка Публье избавиться от скульптуры Девы Марии на городской площади


В центре Мехико обнаружен древний храм ацтеков 12:42  03.12 • В центре Мехико обнаружен древний храм ацтеков
В Мехико под обломками супермаркета археологами обнаружен ацтекский храм, построенный 650 лет назад


Астрофизик развенчал миф о Вифлеемской звезде 14:53  02.12 • Астрофизик развенчал миф о Вифлеемской звезде
Профессор теоретической астрофизики и космологии опроверг церковное предание о том, что волхвов привела в Иерусалим звезда


Новая миссия на Луну изучит состояние лунохода «Аполлона-17» 12:17  02.12 • Новая миссия на Луну изучит состояние лунохода «Аполлона-17»
Частные компании готовы профинансировать полет на Луну для того, чтобы осмотреть и оценить состояние лунохода, оставленного астронавтами «Аполлона-17».

 В избранное •  Получать новости на e-mail •  RSS-канал • Архив Архив новостей

Реклама
Реклама


Цитата

Крестовые походы начинаются с погромов.

Аркадий Филиппович Давидович

Реклама
  •
Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Имена | Гороскопы | Камни | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте | Гостевая | Форум |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2016
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь