Лабиринт Мандрагоры — магия, сонник и гороскопы, тайна и значение имени, народный календарь, заговоры, привороты, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека История рунической традиции
 
Новости
 
Значение имени
 
Лекарственные растения
 
Гороскопы
 
Сонник
 
Народный календарь
 
Камни и минералы
 
Гадания
 
Заговоры
 
Цитатник
 
Библиотека
 
Энциклопедия
 
Каталог
 
О проекте
 
Рекламодателям
  ВКонтакте Одноклассники Телеграм RSS
   
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


История рунической традиции

Phoboss

История рунической традиции

5. История рун XV—XIX вв

Исследования рун

Латиница все сильнее и сильнее доминирует над руническим письмом, однако в некоторых регионах руны еще весьма распространены.

По своему интересна и противоречива в этот период ситуация с рунами в Исландии.

В XVI—XVII вв увлечение рунами уже становится опасным занятием. Начались гонения на ведьм. И найденные при человеке рунические записи вполне могли послужить поводом для обвинения в колдовстве.

Из-за этого печальная участь постигает некоторых ученых-рунологов тех времен. Об этом говорит судьба Йоуна Рёгнвальдсона, сожженном на костре в 1625 году из-за обвинения в колдовстве, которое основывалось на том, что при нем был найден листок с рунами. Также осведомленный в рунах Йоун Гвюдмюндссон Учёный (Jon Guðmundsson lærði) в 1631 году был также обвинен в колдовстве и был вынужден покинуть Исландию, в которой тогда проживал.

Тем не менее, в этот же период холарский епископ оставляет свое имя в виде монограммы из вязаных рун на титульном листе рукописи Holm 3 4tox, а Бьёдн Йоунссон пишет свой трактат о рунах в 1642 г.

Кроме этого в бумажных исландских рукописях содержится рунологический материал, который никогда не выходил за книжные рамки. Сюда можно отнести различные издания исландской рунической поэмы. Также велись систематические научные споры о рунах и в разных работах имелись разночтения. Одним из примеров научных трудов о рунах является «Рунология» Йоуна Оулавссона. Современные исследователи располагают произведениями не только известных истории ученых, но и анонимных авторов. Сюда же можно отнести многочисленные коллекции различного рунологического материала из исландских рукописей, содержащего изображения различных видов тайных рун, вызывавших интерес в ученых кругах того времени.

Рунические календари и руны, использовавшиеся в них

Попутно познакомимся с руническими календарями, в частности пройдемся по рунам, в них использовавшихся. На самом деле различные найденные экземпляры датируются не только XV веком и позже, древнейшие из находок были изготовлены умельцами еще в XIV веке. Но мы упоминаем о рунических календарях в теме по истории рун XV—XIX вв, т.к. информация по ним в этот период более полна и богата.

У рунических календарей было не одно название, так в Дании они назывались римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии именовались примставами (от prim — «золотое число» и stafir — «дощечка»).

Древние скандинавы обычно выполняли такие изделия в виде палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов, на эту основу уже наносились знаки. Как мог выглядеть рунический календарь, показано на рис. 7.1.


Рис. 7.1. Внешний вид рунического календаря

Что же за руны были на подобных календарях? Науке известно о существовании так называемых дневных рун (семь рунических знаков для обозначения дней недели) и лунных рун (девятнадцать рунических знаков по числу годов в метоновом цикле). И дневные (в 2-х исполнениях), и лунные руны приведены на рис. 7.2.


Рис. 7.2. Дневные и лунные руны, «золотые числа»

Также имеются сведения о девятнадцати «золотых числах», по которым следили за полнолуниями. Тут явно прослеживается параллель с лунными рунами, ведь каждое из девятнадцати чисел отмечалось руническим знаком. В пользу этого говорят и внешний вид рун под обеими названиями. Числовое значение определялось алфавитным порядком, а так как в младшем футарке, используемом в те времена, было 16 рун, то для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug (обозначал 17), Tvimaður (обозначал 18), Belgþor (обозначал 19). Праздники также обозначались специальными знаками, например изображениями животных. Еще позже дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими или другими числовыми знаками.

Но об отдельных футарках для вышеописанных календарных рун говорить не приходится, они были слишком узконаправленны.

Закат старой рунической традиции

На фоне повышающегося доминирования латиницы к XVII веку практически исчезает использования рун в быту. Уходят в небытие один футарк за другим. Закат рунической традиции подходит к своей завершающей фазе.

При сложившейся ситуации особого внимания заслуживают далекарлийские, или дальские руны (рис. 7.3).


Рис. 7.3. Далекарлийские (дальские) руны

Эти руны использовались в провинции Даларна (Швеция) в XV—XVII вв, и даже еще позже, аж до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Далекарлийские руны — вариант рунописи, ставший последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей в XIX веке.

При этом не стоит забывать о эльвдальском диалекте — самобытном скандинавском говоре, сохранившемся в коммуне Эльвдален той же швейцарской области Даларна. Дело в том, что эльвдальцы использовали руны даже в XX веке. Имело место нанесение рун на элементы домов, мебели и прочих предметов, а также вырезание рун на деревянных палочках, с помощью которых люди обменивались сообщениями. Эльвдальские руны представляли собой более широкую версию скандинавских рун в смешении с латиницей и показаны на рисунке 7.4.


Рис. 7.4. Эльвдальские руны

А так выглядит одна из построек с вырезанными на ней эльвдальскими рунами (рис. 7.5).


Рис. 7.5. Вырезанная на строении надпись эльвдальскими рунами

Исчезновение из обихода эльвдальских рун фактически положило конец применению рун в обыденной жизни.

Однако исследователи, еще начиная с XVI века, сохраняют интерес к рунической традиции. Пусть всеобщая нелюбовь к ведьмам и их ремеслу была помехой изучению рунологии, но мистики, эзотерики, маги не забыли о рунах.

Как уже говорилось, начертания постоянно менялись со временем, и потому существует масса аллографов одних и тех же рун, относящихся к разным эпохам и разным местам употребления.

6. Тайнопись

Логично, что в средние века, как и в иные периоды развития человеческой цивилизации, возникала потребность зашифровать, скрыть и держать в тайне от посторонних глаз написанное. Способы сделать это были найдены — в письменах рунические знаки стали успешно шифроваться посредством тайнописей, которые нередко фигурируют на камнях, амулетах и иных изделиях, иногда наряду с незашифрованными надписями.

В целом тема рунических тайнописей охватывает столь широкий период времени, что ограничить его рамками какого-либо из выделенных выше разделов было бы неверным. Потому тайнописям посвящен отдельный раздел. Более того, тайнописей существует огромное количество видов и должным образом остановиться на всех их в данной работе не представляется возможным. Эта интересная тема достойна отдельного научного труда. Но все же ее нельзя обойти стороной в «Истории рунической традиции», потому рассмотрим некоторые виды тайнописей и содержащие их артефакты.

Примером артефакта с рунической тайнописью может служить камень, изображенный на рис. 7А.


Рис. 7A. Камень с рунной тайнописью

Распространенным принципом построения рунической тайнописи был такой, при котором вместо самой руны обозначался порядковый номер атта (эттира), в который входила руна, и порядковый номер руны внутри атта. Номер атта менялся на обратный, т.е. 1-й атт обозначался, как 3-й, 3-й как 1-й, 2-й как 2-й.

Одним из видов рунической тайнописи являются т.н. tjaldrunir («шатровые руны», или «крестовые руны») где один знак обозначает два звука: от креста отходят чёрточки, сверху слева — номер эттира, сверху справа — номер руны; снизу справа — номер эттира второй руны, снизу слева — её номер внутри Эттира. Пример артефакта с такой записью проиллюстрирован на рис. 7А и на рис. 5.2 (на камне из Рёка в верхней его части).


Рис. 7Б. Некоторые рунические тайнописи

На рисунке же 7Б (а, б) показано, как выглядел бы рунический ряд, записанный крестовыми рунами при обозначении их в нижней части «креста (а)» и в верхней (б). Обратите внимание, что на рис. 7Б (а, б) одним знаком обозначается одна руна, а на рисунках 5.2 и 7А шифруется сразу две руны.

Применялось шифрование с помощью т.н. kvistrunir («ветвистые руны»), показанное на рис. 7Б (в), где от длинной вертикальной линии отходят чёрточки: их количество слева обозначало номер атта, справа — номер руны.

Также найден вид тайнописи (рис. 7Б (е)), где номер эттира обозначался общегерманской руной Эйваз, перевёрнутой в обратную сторону, а номер руны — обычной общегерманской Эйваз. Иная шифровка (рис. 7Б (г)) найдена рядом с шифровкой на рис. 7Б (е), вместе они составляют одну из надписей на неоднократно упомянутом камне из Рёка.

В ряде случаев номер эттира обозначался совмещенными рунами, а номер руны количеством чёрточек с правой стороны от вертикальной линии. Пример такой тайнописи — надпись из Вольсты на рис. 7Б (д).

Еще один тип тайнописи представляет собой шифровку, где номер эттира обозначался общегерманскими (т.е. старшими) рунами Одал, а номер руны — шведско-норвежскими Соулу; к примеру руническая надпись «oossoosss» при таком шифровании означает «ni». Данная тайнопись, а также шифровки типа kvistrunir, tjaldrunir и др. тайнописи (рис. 7Б (г, е)) найдены на камне из Рёка, что проиллюстирован на рис. 5.2. В частности на этом артефакте встречается замена номеров аттов в шифровках.

Следующая тайнопись — где номер атта обозначался перевернутыми рунами Лагуз, а номер руны — обычными Лагуз, как показано на рис. 7Б (и). Или же такая, где номер атта длинными вертикальными чертами, а номер руны короткими (рис. 7Б (ж)).

Встречаются принципиально отличающиеся типы тайнописей — когда порядковые номера эттира и руны шифровались в линиях рисунка. Или же в онадписи одни руны обозначались различным количеством других, а иные вообще не шифровались, что вызывало неразбериху для несведущего лица и невозможность понять написанное. Эти две тайнописи в частности фигурируют на артефактах из норвежского г. Бергена.

Также гласные литеры (руны) могли заменяться определенным числом точек, как например в рукописи «Codex Salisburgensis, 140»; или же руны могли писаться отзеркаленными, также у рун могли убираться или добавляться лишние резы.

Отдельный вариант рунической тайнописи — «вязаные руны», в которых совмещалось несколько рун на одной черте. Как могут в принципе строиться рунические вязи, проиллюстрировано на рис. 5.9 (з).

Но настоящие вязанные руны не только шифровали, но и стилизовали. Порою записывали строчкой сразу несколько таких вязей, где каждая вязь могла означать слово или мыслеформу. «Вязание» рун легло в основу составления банд-рун и гальдраставов, о которых будет рассказано позднее, в разделах «Работа нацистов над гальдраставами», «Современные практики с рунами» и дополнении № 1 «Гальдраставы и банд-руны».

Сейчас все же рассмотрим пару любопытных примеров, выделяющихся на общем фоне.

На рис. 7Д представлены вязаные руны с камня из Сёндер Киркебю, Дания, датирующийся второй половиной X века. Они означают «Thur uik runar», что переводится, как «Да благословит Тор [эти] руны» — они записаны по вертикальной линии относительно друг-друга, а не в строку, как обычно практиковалось древними мастерами рунописи.


Рис. 7Д. Вязаные руны на камне из Сёндер Киркебю

Что касается написания рунических вязей в строку, примером может служить амулет в виде металлической пластины (рис. 7Г), найденный в Городище на территории Новгородских земель, датировка которого остается неизвестной.

Стиль надписей на нем совпадает с аналогичными находками, показанными на рис. 6.7 в подразделе «Рунические артефакты на Древней Руси и окрестных территориях», а именно на другом амулете из Городища в Новгородских землях и на амулете из Старой Ладоги. На всех этих амулетах присутствует тайнопись в виде набора комбинаций совмещенных стилизованных рун, записанных построчно.


Рис. 7Г. Рунический амулет из Городища в Новгородских землях

На рис. 7Г показаны обе стороны амулета — А и Б, причем на стороне А надпись древнее, чем на Б.

Сторона А содержит и старшие, и коротковетвистые руны, а также тайнопись. Эта надпись предположительно читается, как «g w a R i f a r l a d», т.е. «защищённый [на пути] в опасную землю».

На стороне Б расположено 12 знаков, нацарапанных острым предметом. Знаки с первого по одиннадцатый исследователи считают младшими скандинавскими рунами, но надпись из них включает в себя как «прямые», так и отзеркаленные руны со своеобразной графикой и избыточным количеством ветвей. Последний же символ походит на ветвистые руны. Эти знаки порождают столь большое количество возможных вариантов их прочтения, что расшифровать надпись не представляется возможным.

На подобных примерах мы видим, на сколько изощренные и недоступные для непосвященных шифры могли создаваться из рун и как далеко могла зайти фантазия древних шифровальщиков.

В целом тайнопись использовалась в письмах частного или делового характера. Помимо этого среди текстов, выполненных тайнописью, встречаются стихи, фольклор и пр. Разнообразные личные записи тоже шифровали тайнописью, в т.ч. и описания магических действий.

Предыдущая страница
Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2)  3)  4)  5  6)  7)  8)  9)  10)

Следующая страница
Реклама


Bottom
Цитата
Леонид Леонидович Крайнов-Рытов

Когда людям нечего делить, они ругаются просто так.

Леонид Леонидович Крайнов-Рытов

Bottom
 • 
Статистика

Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Значение имени | Гороскопы | Камни и минералы | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2023
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь