Лабиринт Мандрагоры — магия, сонник и гороскопы, тайна и значение имени, народный календарь, заговоры, привороты, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Библиотека История рунической традиции
 
Новости
 
Значение имени
 
Лекарственные растения
 
Гороскопы
 
Сонник
 
Народный календарь
 
Камни и минералы
 
Гадания
 
Заговоры
 
Цитатник
 
Библиотека
 
Энциклопедия
 
Каталог
 
О проекте
 
Рекламодателям
  ВКонтакте Одноклассники Телеграм RSS
   
Эзотерическая библиотека Лабиринта Мандрагоры

Библиотека Лабиринта Мандрагоры


История рунической традиции

Phoboss

История рунической традиции

2. Возникновение рунописи, старшие и младшие футарки

Начало существования рунописи

Учитывая время, которым датируются древнейшие рунические находки, принято считать, что рунический алфавит возник в I—II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Вопрос «какого именно» остается спорным. Исследователи склонялись к различным противоречивым теориям возникновения Футарка, таким, как рождение его на основе латинских или греческих букв.

В дальнейшем наибольшее число сторонников завоевала теория норвежского рунолога К. Марстрандера. Согласно данной теории, руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. и ставших известными германцам от кельтов. Однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последние десятилетия были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, и ученые снова рассматривают латинское письмо, как возможного предка Футарка.

Благодаря археологическим исследованиям последних нескольких десятилетий, рунологам удалось отодвинуть гипотетическое время возникновения старших рун с II—III века н. э., до первой половины I века н. э. но эта цифра предположительная и спорная.

Аналитическим путем был выведен протогерманский язык, писменностью которого на поздних этапах являлись руны. Теоретически протогерманский (некоторые именуют его «койн») существовал и развивался в промежутке от 500 года до н. э. до 500 года н. э. Часть периода совпала с частью временного промежутка использования старших рун.

Есть вероятность того, что руны были и до первого века, однако археологических свидетельств этого нет.

Во Во всяком случае рунический алфавит по своей структуре сильно отличается от всех других, и это отличие пока не нашло научного объяснения. Есть мистическое — что руны футарка являются мироописательной системой и пришли людям свыше.

Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны. На это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий.

Футарки старшие и младшие, знаки для рунического письма

А вот, собственно, и старший футарк на рисунке 2.1, первый и главный рунический алфавит, преобразовавшийся в будущем во множество исходивших из него и из друг друга вариаций — младших футарков.


Рис. 2.1. Старший футарк

В начале существования футарков имелась особенность, весьма распространенная среди старых языков, не обошедшая стороною и рунопись — пробел в руническом тексте вообще не использовался, текст писался слитно. Лишь со временем пропуск между словами начал использоваться, причем пробелов в тексте могут быть даже излишки, ими могут разбиваться двуосновные слова.

Часто вместо пробела использовалось вертикальное двоеточие. Также можно встретить крестик или просто точку на уровне середины строки. Попадаются вертикальные троеточия и прочие разделители.

Первый и древнейший рунический алфавит называется старшим футарком, он встречается на археологических находках с незначительными различиями (например в начертании руны Ингуз), но по сути остается одним и тем же алфавитом. Со временем он преобразовался в т.н. младшие футарки, варианты и модификации которых куда многочисленнее. О младших футарках и их огромном разнообразии речь пойдет позднее.

Сам старший футарк, просуществовал более-менее стабильно до V века, и всё реже встречался вплоть до восьмого. Многие руны старшего футарка имели несколько аллографов (вариантов начертания). Найденные археологические свидетельства говорят о том, что использовался он в основном для вполне обычных гражданских целей — языковой коммуникации, фиксации данных. Это имена владельцев предметов, названия самих предметов, авторские подписи на предметах, надписи на памятниках.

Уже тогда использовались лигатуры — графические соединения нескольких знаков, для передачи общего звука, что стало основанием для последующих модификаций и переходу в современной культуре в рунические вязи. Также использовались рунические формулы (линейное написание нескольких рун, в которые скорее всего вкладывался мистический смысл), и даже большие текстовые заклинания.

Иногда можно встретить название «футорк». Это связано с тем, что в ряде младших футарков 3-я руна Ансуз означала звук «о», а не «а». Но «футарк» — термин общепринятый и обычно используется по отношению к любому руническому ряду.

Ниже на рисунке 2.2 очередные разновидности футарков: один из страших и два младших рунических ряда (читатель может сравнить предпредпоследнюю руну Ингуз старшего ряда на рис. 2.1 и на рис. 2.2 — оба ее варианта верны).


Рис. 2.2. Некоторые варианты старшего и младших футарков

II ИСТОРИЯ РУНОПИСИ ДО ХХ ВЕКА

1. Древнейшие свидетельства существования рун I—III вв

Самое раннее упоминание наличия письменности у германцев — широко известная цитата древнеримского историка и писателя Тацита: «Срубленную с плодового дерева ветку они (германцы) нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием.»

Но доподлинно неизвестно, были то руны или нет, видел это Тацит или писал по слухам.

Известно однако, что была отдельная должность или профессия специалиста по рунам, эриля — такая должность вероятно была достаточно уважаема в обществе, где грамотность являлась не слишком распространенной.


Рис. 3.1. Наконечник копья
из Эвре Стабю

Сохранилось около 200 надписей старшими рунами. Одна из древнейших найдена на наконечнике копья из Эвре Стабю, Норвегия, ок. 200 г. н.э., изображенном на рис. 3.1. Надпись «raunijaz» на нем значит «испытывающий».

Наконечники копий с нанесенными на них руническими надписями, обозначавшими наименования оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на острове Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия, рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах.

А вот еще один из самых старых известных рунических артефактов — Костяной гребень на рис. 3.2, датирующийся 2-й половиной II в. н.э, который был найден в Vimose (Вимос) на о. Фюн, Дания.


Рис. 3.2. Костяной рунический гребень с острова Фюн, Дания

В основном ученые сходятся во мнении, что надпись на артефакте гласит «Harja» (Хагалаз — Ансуз — Раидо — Йера — Ансуз), однако руны начерчены неаккуратно и некоторые резы недостаточно четки, что б уверенно прочесть их. Это самая старая руническая надпись. Данный гребень экспонируется в Национальном музее Дании.

С одной стороны до автора «Истории рунической традиции» доходили сведения, что копье из Эвре Стабю содержит наиболее древнюю из известных рунических надписей, с другой — если посмотреть на датировку, то гребень с острова Фюн, вероятно древнее копья и многие исследователи считают так. Во всяком случае из-за отсутствия точной датировки уверенно говорить — какой из этих артефактов самый древний, не имеет смысла.

Некоторые ученые склоняются к версии, что руны используются аж с 50-х готов нашей эры, приводя в свидетельство Мельдорфскую фибулу (Fibula di Meldorf), датирующуюся примерно этими годами и показанную на рис. 3.3. Однако научный мир не может на 100 % подтвердить то факт, что надпись на фибуле составлена из рун.


Рис. 3.3. Мельдорфская фибула

Существуют и прочие тексты на находках до I века, на счет которых возникают споры — считать их руническими или нет.

На вышеупомянутых артефактах еще не представлен полный набор рун старшего футарка, однако, вполне вероятно, тогда он был уже сформирован.

Судя по всему, на заре рунической традиции различные племена пользовались практически одним и тем же старшим футарком, который имел лишь незначительные различия в зависимости от племени, территории и др. факторов, но по сути оставался единым руническим рядом. В Европе старший футарк сохранялся в виде действующей письменности до IV в. включительно.

Надо заметить, при тогдашнем устройстве общества на основе культа силы, в целом невысокой грамотности населения и отсутствии четких правил, которых придерживались бы все, в письменах неизбежно возникали ошибки. На артефактах встречаются различные варианты написания одного и того же, это касается в том числе и геометрии рун, что усложняет труд ученых по исследованию рунических надписей и традиции древних народов вообще.

2. История рун IV—VI вв

Руны на оружии

С IV–V веков распространяются рунические надписи на оружиях, и древнейшие рунические мечи датируются именно этим периодом. На многих из них руническими знаками выштампованны имена мастеров, например Ранвик, Тасвит и другие.

При их изготовлении использовалась так называемая техника «узорной сварки», т.е. клинок меча изготавливался из разноразмерных полос и брусков, кованых из железа. Иногда оружейных дел мастер переплетал между собой бруски железа и стали. Меч становился прочным и одновременно достаточно гибким для последующей обработки, в т.ч. и термической. Переплетение различных сортов металла в одном изделии накладывало на его поверхность «мраморный» рисунок, из-за чего такая техника называется «узорной сваркой». Рунические знаки на подобных мечах выдавливали в ходе изготовления.

На следующем рисунке 4.1. еще один пример рунического оружия — найденный в Темзе скрамасакс, т.е. боевой нож, с односторонней заточкой и, как правило, асимметричным хвостовиком. Датируется V веком н. э. Виден начертанный на оружии Футарк.


Рис. 4.1. Скарамакс из Темзы

Еще один интересный и известный артефакт — копье из Ковеля, Западная Украина, датирующийся VI веком и показанный на рис. 4.1.1.


Рис. 4.1.1 Копье из Ковеля, Западная Украина

Надпись на копье Tilarids, что значит «целеустремлённый» и написана бустрофедоном, т.е. способом письма, при котором направление написания чередуется в зависимости от чётности строки (если первая строка пишется слева направо, то вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т.д., при перемене направления письма буквы писались зеркально).

Руны на камнях


Рис. 4.2 Рунический камень G 88

С V века в Скандинавии становятся распространены надписи на камнях. Скандинавы воздвигли немало монументальных и величественных рунических камней и стелл, ставших сегодня ценными памятниками культуры и свидетельствами прошлого.

Особое место среди них занимает рунический камень G 88 из Кюльвера (рис. 4.2).

В данном случае надпись явно сложнее, чем просто имя мастера-изготовителя, разбита на 2 части, между которыми орнамент. Этот камень — древнейший из известных памятников, содержащих на себе полный старшерунический ряд (футарк).

Камень G 88 был найден летом 1903 г. Хансом Ханссоном, ректором народной гимназии Гамлебю, в одной из гробниц при раскопках могильника в полукилометре южнее хутора Кюльвер, или же Килвер (швед. Kylver), приход Стонга, остров Готланд, Швеция. Целостность гробницы была нарушена и камень уже был сдвинут от первоначального положения. Предположительно он являлся стенкой саркофага, а его надписанная сторона была обращена внутрь захоронения. Гробницу датируют ранним железным веком, то есть четырехсотыми годами н. э.

Ниже на рис. 4.3. первая надпись с камня G88 из 25 знаков, 24 из которых образуют старшерунический строй (вышеупомянутый рунический ряд), а замыкающий символ, похожий на «елочку», обычно трактуется, как повторенная несколько раз руна Тейваз или комбинация Тейвазов и Ансузов.


Рис. 4.3. Рунический ряд (левая надпись) на камне G 88

Вторая надпись на камне, та, что правее насчитывает 5 рун и представляет собой палиндром su(e)us — значение слова остается неопределенным, несмотря на многочисленные попытки толкования, начавшиеся сразу после обнаружения памятника.

Для справки. Палиндром (от греч. πάλιν — «назад, снова» и греч. δρóμoς — «бег», иногда также палиндромон, от гр. palindromos «бегущий обратно») — число, буквосочетание, слово или фрагмент текста, одинаково читающееся в обоих направлениях (например, число 404, слово saippuakauppias (с фин. продавец мыла) или текст «а роза упала на лапу Азора»). Иногда палиндромом неформально называют любой симметричный относительно своей середины набор символов.

Руны на предметах быта


Рис. 4.4. Один из Галлехуских рогов
(развертка поверхности с изображениями)

Уже в те времена руны употреблялись для украшения предметов быта, а может и не только украшения, но еще и придания сакрального смысла.

Одними из популярных предметов для нанесения рун были рога для питья меда или пива. Обычно вместе с рунами на них наносились и рисунки. На рис. 4.4 показан один из так называемых Галлехуских рогов, сделанных из золота примерно в конце IV или начале V века.

Надпись на роге читается следующим образом: «ekhlewagastiR holtijaR horna tawido», что значит: «Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог».

Очень много артефактов, в том числе и эти рога, не дожили до наших дней и были утеряны по глупости или неосторожности.

Рунические медальоны — брактеаты

Рунические надписи найдены не только на камнях, оружии и утвари. Известны т.н. брактеаты (от лат. bractea — жесть) — плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне. В период переселения народов, приходившейся на VII–VIII века нашей эры, эти круглые золотые пластинки обычно имели петлю и использовались в качестве нашейного медальена.

К таковым в числе прочих можно отнести брактеат с о. Готланд, содержащий короткую руническую надпись и свастику (рис. 4.5) или брактеат из шведского города Вадстены, датируемый VI в. и содержащий надпись, похоже включавшую старший футарк, но частично поврежденную (рис. 4.6).


Рис. 4.5 Брактеат с рунами
и свастикой с о. Готланд

Рис. 4.6 Брактеат из г. Вадстены, Швеция

Надписи на брактеатах преимущественно не поддаются дешифровке, выглядя как бессмысленный набор рун. И лишь небольшая часть из них имеет смыслосодержащие слова или фразы.

Опережая период времени, которому посвящен раздел, автор хочет подметить, что на VII в. н.э. история брактеатов не заканчивается.

В IX — начале XII вв. снова началась чеканка брактеатов, а точнее т.н. полубрактеатов, чеканившиеся с двух сторон, что из-за толщины монеты приводило к искажению изображения с обеих сторон.

Уже в XII в. общество снова перешло на односторонние брактеаты. Из-за чеканки с одной стороны брактеаты выходили выпуклыми на аверсе и вогнутыми на реверсе. Их размер также колебался: большинство были диаметром 15 мм и массой 1 г, но некоторые доходили диаметром до 40–45 мм и имели значительно большую массу. Брактеаты вышли из обихода к началу XVI в., хотя в Швейцарии местами чеканилась брактеатоподобная валюта вплоть до XVIII века.

Что касается рисунков на брактеатах, то они могли изображать человечекую голову, человеческую фигуру в сопровождении животного или без, изображение сильно стилизованного или вымышленного животного или животных, животный трискель (или трискелион, трискел, трискеле — древний символический знак с лучевой симметрией в виде трех бегущих ног, выходящих из одной точки), комбинацию головы всадника и животного под ним; вышеперечисленные изображения дополнялись прочими декоративными элементами. Также в данный перечень можно включить двусторонние имитации римских имперских медальонов. Перечисляя вышеприведенные типы изображений, автор основывался на классификации тематик чеканки брактеатов, предложенной датским нумизматом Кристианом Юргенсеном Томсеном и описанной шведским нумизматом Оскаром Монтелиусом.

Рунические кольца

Современные коллекции археологических находок в числе прочего содержат и средневековые кольца с руническими надписями.

Древнейшим из них считают золотое кольцо из г. Кёрлина (еще именуемый, как Korlin, Coslin или Кёслин) в Померании, датируемое VI веком. Внешная часть кольца делится на 10 плоских треугольных граней, на одной из которых изображена свастика, еще одна разделена чертой на 2 части и содержит руническую вязь и комбинацию из 3-х рун, а на остальных просто орнамент из рисунков. Развертка внешней стороны этого кольца показана на рис. 4.7.


Рис. 4.7. Развертка кольца из Кёрлина

Последовательность из рун Ансуз, Лагуз и Уруз читают, как «alu» — магическую формулу, имеющую сакральное значение и весьма распространенную на археологических находках. Эта формула на артефактах порою встречается в искаженных написаниях.

Руническая вязь над «alu» исследователи считают совмещенными рунами Лагуз и Ансуз, причем одна из них перевернута относительно другой, в таком случае комбинация читается, как «la». Многие усматривают в ней сокращение от «laukar» — с одной стороны, оно переводится, как «лук» (растение), с другой также имеет мистический смысл и распространено на древних артефактах как в полном виде, так и различных сокращениях. Бытует иное мнение — в резах Ансуза есть скрытый Уруз и тогда данная вязь превращается тоже в «alu», но по мнению автора данной работы эта версия слишком натянута.

Кажется странным, что в то время, как сокращение «la», судя по всему, читается слева направо, формула «alu» на развертке читается справа-налево. Не исключено, что развертка на рисунке отзеркаленна и тогда «alu» будет написано правильно — слева направо, а «la» наоборот.

Другое кольцо, тоже с датировкой VI в., однако не такое древнее, как предыдущее, найдено в XIX веке в румынской деревне Пьетроасса и продемонстрировано на рис. 4.8.


Рис. 4.8. Кольцо из Пьетроассы

После нахождения золотой клад, в составе которого было кольцо, в значительной мере оказался расхищен прежде, чем предметы из него доставлены в музеи. И хотя кольцо избежало этой участи, уже в 1875 г. оно в свою очередь было украдено из музея в г. Бухаресте. Когда грабителя поймали, тот уже успел частично переплавить кольцо, а оставшуюся часть повредить. Руническая надпись на кольце оказалась расколотой. Уже в начале XX века фрагменты кольца снова похищены и затем вновь возвращены в музей.

А в ходе Первой Мировой войны при отступлении румынских войск фрагменты кольца опять пропали, на этот раз будучи вывезенными из Румынии и спустя почти полвека, в 1956 г. возвращены обратно.

Хорошо, что еще до первой кражи была изготовлена медная копия кольца из Пьетроассы, по которой делались его зарисовки и чтения рун.

Готский алфавит

В рамках раздела «История рун, IV–VI вв.» стоит отдельно рассмотреть тему готского алфавита. Сам по себе он не является руническим, однако уже в это время началось влияние христианства в обиходе северных народов и создание алфавитов на основе футарков.

Вернемся немного назад во времени. Народ готов, обитавший на о. Готланд в Балтийском море, будучи язычниками, в качестве письменности использовал разновидность общегерманских рун. В последствии готы распространились путем завоеваний и миграций почти по всей Европе, до IV в. продолжая пользоваться рунописью. Кстати, старший футарк, бывший в ходу у готов, можно увидеть на камне из Кюльвера (рис. 4.2).

Ситуация изменилась, когда епископ Ульфила, иначе именуемый Вульфила (ок. 360 — ок. 430 гг.), занимавшийся распространением среди язычников-готов арианства (одного из учений в христианстве, утверждавшего сотворённую природу Бога-Сына и неединосущность его с Богом-Отцом), в начале IV века создал упомянутый выше готский алфавит на основе готских рун. Для создания готского письма Ульфила взял ряд прописных греческих букв и модифицировал некоторые существующие руны. Буквы готского алфавита созданы так, что б их было удобно писать кисточкой или пером, а не вырезать на дереве или камне.

Новое готское письмо поначалу использовалось готами параллельно рунам, а затем в значительной мере пережило их — вестготы (ветвь готского племенного союза, распавшегося к середине III века на две ветви: вестготов и остготов) в Испании и на юге Франции еще долго продолжали пользоваться письмом Ульфилы, пока оно не было запрещено церковью наряду с готскими рунами в 1018 г. За данным решением последовало уничтожение многих книг, выполненных буквами готского алфавита.

На рисунке 4.9, в левой его части, начертание готских рун в порядке футарка и соответствующие им готские буквы, приводимые Найджелом Пенником в его книге «Магические Алфавиты». В правой части рисунка 4.9 таблица из той же книги с названиями готских букв, соответствующими им звуками и готскими рунами.


Рис. 4.9. Начертания, названия и фонемы готских рун и букв (по Н. Пеннику)

Интересен тот факт, что на популярном интернет-рессурсе Википедии приводится таблица с готскими буквами (рис. 4.10), где фигурируют 27 букв, а не 25, как у Н. Пенника. Так же в Википедии сказано, что каждая готская буква соответствовала определенному числу, что и видно по таблице. Две буквы, фигурирующие в Википедии и отсутствующие у Пенника, носят названия koppa и sampi. Они не имеют фонетических значений, а служат лишь для обозначения чисел, а именно 90 и 900 соответственно.


Рис. 4.10. Готский алфавит по материалам из Википедии

И хотя в таблице из Википедии буквы расставлены в порядке, более приближенном к латинице, а также в порядке возрастания соответсвующих им цифр, Н. Пенник в книге «Магические алфавиты» пишет следующее: «Доказательством происхождения готского алфавита от рун служит его порядок букв — такой же, как в рунах, а не в греческом или латинском алфавитах. Как и руны, готский алфавит начинается с буквы Fe, эквивалентной готской руне Faihu. За ней следуют буквы Uraz (звук «U», руна Uras); «Th» Thyth (Thauris); «A», Aza (Ansus); «R» Reda (Raida); «K», Chozma (Kusma); «G», Gewa (Giba) и «W», Winne (Winja). Это составляет первый атт. Второй атт начинается с Haal («H»), эквивалентной руне Hagal. За ней следуют «N», Noicz (Nauths); «I», liz (Eis); «G», Gear (Jer) затем «Z», Waer, в форме греческой Теты или руны Aihus. Далее идет Pertra, звук «Р» в форме греческой Пи, с руническим эквивалентом Pairthra. За ней следует Erez («X»), аналог руны Algs, затем «S», Sugil (руна Sauil); «Т», Tyz (Teiws); «В», Bercna (готская руна Bairkan); «F», Eyz (Egeis) и «M», называемая Manna и как готская буква, и как руна. За Manna следует Laaz (звук «l», руна Lagus). Затем идет «Ng», Enguz, эквивалент руны Iggws. Последними тремя буквами являются Utal, передающая «О» (руна Othal); Daaz, звук «D» (руна Dags) и Quertra, «Q», которая не имеет рунического аналога в готской системе.»

Автору «Истории рунической традиции» на момент написания этих строк не удалось выяснить, откуда в Википедии появилось на 2 буквы больше, чем у Н. Пенника, и на каком основании Пенник расставил буквы готского алфавита в последовательности, приближенной к футарку. Лишние буквы могут объясняться модификациями готского алфавита на протяжении довольно длительного времени его использования, но это лишь догадки автора работы «История рунической традиции».

Первые значительные перемены в рунописи

Известно, что примерно с пятого века нашей эры старшие руны начинают модифицироваться во младшие, и к восьмому веку выходят из употребления. Изменяется геометрия и фонетические значения (передаваемые звуки), а также количетсво рун в рунных рядах.

Если в старших футарках насчитывалось 24 рун, то в младших всего 16 символов. Этого слишком мало для выражения звуков речи, и потому одна руна может означать от двух до шести звуков. Пусть младшие футарки все еще и наследуют структуру старшего, их атты уже неполны и неточны.

Существует два основных варианта младшерунического письма, которые развивались параллельно — полноветвистые и коротковетвистые руны. На рис. 4.5 приведены варианты исполнения обеих типов, но были и отличные от этих вариации.

Полноветвистые принято называть датскими рунами, а коротковетвистые — шведско-норвежскими. На данный момент исследователи сошлись на том, что скорее всего полноветвистые руны использовались в основном для парадного письма, а коротковетвистые — для бытового. И те, и другие получили общее распространение и не ограничиваются территориями, соответствующими своим названиям.


Рис. 4.11. Варианты полноветвистого и коротковетвистого футарков

Грамотность населения к V—VI векам видимо поднялась, и рунические надписи встречаются отнюдь не редко, причем опять же основная их функция — коммуникативная. Найдено немало бытовых, торговых и поминальных надписей.

Наряду с ними также встречаются уже однозначно магические. Как и ранее, это короткие формулы из нескольких знаков, целый Футарк или его часть. Более того, существуют текстовые заклинания, написанные в поэтической форме или в прозе. Согласно предположительным трактовкам, есть заклинания с просьбой мертвых не тревожить живых, есть для лучшей службы предметов, есть любовные заклинания и проклятия. Также зафиксировано использование одиночных рун для, предположительно, передачи мыслеформы — одна руна используется вместо слова, передавая стандартное значение руны.

Используется кодовое руническое письмо — одиночные мыслеформенные руны, лигатуры и умножения рун, а также зеркальные руны и дополнительное нанесение ветвей.

Предыдущая страница
Оглавление  • ↑ Вверх ↑

Перейти к странице:  1)  2  3)  4)  5)  6)  7)  8)  9)  10)

Следующая страница
Реклама


Bottom
Цитата

Эксперт: лицо, имеющее право ошибаться в главном, при условии, что детали бесспорно верны.

Жюльен де Фалкенаре

Bottom
 • 
Статистика

Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Значение имени | Гороскопы | Камни и минералы | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2023
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь