Магия, гороскопы, именины, заговоры, привороты, тайна и значение имени, гадания, лекарственные растения и цитаты
Начальная страница Добавить в избранное Карта сайта
  Навигация: 
Поиск и Алфавитный указатель Артемида
 
Новости
 
Библиотека
 
Заговоры
 
Лекарственные растения
 
Энциклопедия
 
Имена
 
Камни и минералы
 
Гороскопы
 
Календарь
 
Гадания
 
Сонник
 
Цитатник
 
Каталог
 
О проекте
 
Гостевая
 
Форум
 
Рекламодателям
 
   
Реклама
Реклама
Энциклопедия мага Лабиринта Мандрагоры

Артемида

Дата обновления информации: 12 апреля 2013 г.

Количество просмотров: 4125 шт.

Гесиод воспевал ее как ребенка звездных богов. Она считалась любимицей Олимпийцев, и в частности самого Зевса. Люди получали от нее все, о чем просили: богатство, славу, силу, защиту в бою, справедливость и победу. Ни одно жертвоприношение не проходило без упоминания ее имени.

Рождение Артемиды

Самым любвеобильным богом в древнегреческой мифологии поистине считается Зевс – повелитель молний и царь богов. Он соблазнил множество дочерей титанов и богов, ими были прекрасные нимфы. С появлением на Земле первых людей, Зевс не мог устоять перед красотой многих женщин. От его интриг со смертными женщинами родилось более ста детей. От внебрачных связей Зевса родились также четыре великих Олимпийца – Гермес, Аполлон, Дионис и Артемида.

Артемида была рождена от союза Зевса и Лето, дочери титанов Коя и Фебы. Во время своих любовных игр Зевс и Лето приняли облик похотливых перепелок. Узнав о новом романе своего похотливого мужа, Гера пожелала смерти Лето и послала змея Пифона, чтобы тот преследовал Лето по всему миру, и не дал родить ей там, где светит солнце.

Описанные в этом мифе любовные приключения Зевса освещают ту часть греческой истории, в которой древние греки осуществили завоевание храмов богини на горе Киллена. Это хорошо заметно на примере Гермеса, сына Зевса и Майи: Гермес изначально являлся тотемной силой каменного столба в виде фаллоса. Этот столб являлся центром, вокруг которого исполнялись ритуальные танцы.

Южный ветер поднял Лето на своих крыльях и перенес в Ортигию. Неподалеку от Делоса она, наконец, родила Артемиду. Едва появившись на свет, Артемида помогла матери пересечь узкий пролив. Добравшись до северного склона горы Кинф, Лето расположилась меж оливой и финиковой пальмой, и на девятый день родов произвела на свет Аполлона.

Олива в древней Греции считалась священным деревом Афины, а финиковая пальма символом Исиды и Лат.

До рождения Аполлона, остров Делос вечно плавал по морю. Теперь же он стал неподвижным, и отныне никто не мог ни родиться, ни умереть на нем. Жившие на острове люди были вынуждены отправляться в Ортигию, если они заболели, также туда отправлялись все беременные женщины.

Поскольку Артемида была рождена в Ортигии, древние греки считали ее богиней этого места. Символом Артемиды стала похотливая перепелка, птица, в которую превратилась ее мать и отец во время своих любовных игр. Остров Ортигия так же называли «островом перепелок» и считали священным островом Артемиды.

Деяния Артемиды

Артемида была старшей сестрой Аполлона, они были во многом похожи, например оба носили лук и стрелы и были обладателями невообразимой красоты. Артемида была одной из самых прекрасных жительниц Олимпа, она обладала способностью лечить людей, однако наравне с этим, могла наслать на любого человека чуму или быструю смерть. Древние греки считали Артемиду защитницей младенцев и млекопитающих животных, ей был присвоен титул Илифии, покровительницы рожениц.

Когда Артемида была еще трехлетней девочкой и сидела у своего отца Зевса на коленях, он поинтересовался, какие подарки его маленькая дочка хотела бы получить. Артемида ответила своему родителю не задумываясь: «Обещай мне вечную девственность; лук, стрелы и столько же имен, сколько у моего брата Аполлона; охотничью тунику до самых колен, шафрановую с красной каймой; обязанность приносить свет; в качестве моей почетной свиты - шестьдесят юных нимф-океанид одного возраста; еще двадцать речных нимф из Амниса, что на острове Крит, чтобы ухаживали они за моими сандалиями и кормили всех моих охотничьих собак, когда я не занята охотой; также прошу подарить мне все горы, что есть в мире и один город, какой выберешь сам; все свое время, я буду проводить в горах, поэтому мне хватит и одного города. Поскольку моя мать Лето родила меня без боли, и богини судьбы сделали меня покровительницей родов, роженицы будут часто обращаться ко мне в мольбах».

Произнеся это, маленькая Афродита погладила бороду Зевса, он улыбнулся и сказал: «С таким ребенком как ты, мне не страшна ревность Геры! Я подарю тебе все, чего ты желала и даже больше! Я подарю тебе не один город, а тридцать, и еще свою долю во многих городах. Также, я назначаю тебя охранительницей дорог и бухт этих городов.

Артемида поблагодарила Зевса и отправилась на гору Левка острова Крит, а затем к океану. Там она выбрала себе в помощницы шестьдесят девятилетних нимф.

Вскоре маленькая Артемида получила приглашение от Гефеста посетить циклопов на Липарских островах. Когда Артемида прибыла на острова, то застала циклопов за работой – они искусно ковали удивительные ясли для коней Посейдона.

Циклопу Бронту было поручено исполнять все капризы и желания маленькой Артемиды. При встрече он посадил ее к себе на колени, однако маленькой богине было не по нраву такое обращение с ней, и она вырвала на груди Бронта клок волос, После этого случая, у Бронта до конца жизни не росли на том месте волосы. Помощницам Артемиды, юным нимфам, показался мерзким вид циклопов Бронта, Арга и Стеропа, и пугающим - грохот их кузницы. Артемида приказала циклопам на время отложить ковку Посейдоновых яслей и выковать для нее серебряный лук и колчан стрел. За их работу, Артемида пообещала подарить им первую дичь, которую ей удастся убить. Как только юная богиня получила свое оружие, тут же поспешила в Аркадию к Пану. Прибыв в Аркадию, она увидела Пана разделывающего рысь, он как раз собирался кормить своих сук и их щенят. Пан подарил Артемиде трех настолько хороших гончих, что те могли самостоятельно загнать львов в их логова. И в помощь великолепным гончим еще семь быстроногих гончих из Спарты.

Мнения ученых по поводу вырывания клока волос из груди циклопа Бронта расходятся. Считается, что Каллимах, который рассказывает эту легенду, обыгрывает известную картину, на которой изображена встреча маленькой Артемиды и циклопа Бронта, и где слой краски на груди Бронта был каким-то образом поврежден.

Артемида поймала четырех рогатых ланей, впрягла их золотой упряжью в золотую колесницу, и отправилась на север за фракийскую гору Гем. Добравшись до Мисийского Олимпа, юная Артемида срубила сосну и сделала свой первый факел. Из своего серебряного лука она выстрелила четыре раза: двумя ее первыми мишенями стали деревья, третьей – дичь, четвертой мишенью для стрелы Артемиды стал город несправедливых.

Когда Артемида вернулась в Грецию амнисийские нимфы стали выпрягать ланей, они накормили их трилистником с пастбища Геры, тем же, которым кормили коней Зевса, а позже накормили их из золотых корыт.

Однажды сын Тефиды, бог Алфей безумно влюбился в Артемиду и преследовал ее по всей Греции. Тогда она вместе со своими помощницами отправилась в Летрини и измазалась вместе с ними белой глиной так, что нельзя было отличить одну от другой. Настигший их Алфей не смог узнать Афродиту, и вынужден был в смятении убраться под торжествующий девичий смех.

Историки считают, что основой для легенды о преследовании Артемиды Алфеем, скорее всего, стал рассказ о его безуспешных ухаживаниях за Аретрусой, которую позже превратили в источник, сливший с влюбленным Алфеем свои воды.

Артемида требовала от всех своих спутниц, что бы те также оставались девственницами, как и она. Однако похотливый Зевс все же соблазнил одну из них – Каллисто, дочь Ликаона. Когда Артемида заметила, что та ждет ребенка, тут же превратила ее в медведицу и натравила на нее свору собак. В тот день собаки могли затравить ее до смерти, но Зевс увидел это, и вознес ее на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы.

Некоторые считают, что сам Зевс превратил Каллисто в медведицу, а приревновавшая Гера устроила так, что Артемида по ошибке стала охотиться на нее.

Ребенку Каллисто – Аркаду удалось спастись, он стал прародителем всех аркадцев.

Древние греки рассказывали миф о Калисто чтобы объяснить появление на Празднике Артемиды двух девочек переодетых медведицами. Изначально древние греки считали Артемиду владыкой звезд, однако позже эта функция перешла к Зевсу.

Древние греки изображали Артемиду в виде девы с серебряным луком. Вошедшая в семью Олимпийских богов она была младшим членом триады Артемиды. На самом деле «Артемида» - это один из эпитетов триады лунной богини. Право кормить своих ланей трилистником появилось именно потому, что эта трава являлась символом триады. Ее серебряный лук соответствовал образу молодой луны.

Девственность, была не единственной отличительной чертой Артемиды. В некоторых городах, таких как Эфес ей поклонялись как нимфе – оргиастической Афродите с мужским консортом. Ее символами были олень, пчела и финиковая пальма.

Повивальные функции Артемиды принадлежат Кроне, что также можно сказать о ее смертельных стрелах. Девятилетний возраст ее жриц указывает на смерть луны, это символизировало число трижды три. Артемида напоминает главную богиню-нимфу в архаических тотемных обществах – владычицу всех зверей.

Богиня Артемида была у древних греков покровительницей всех тотемных кланов и владычицей зверей, каждый год ей приносили в жертву разнообразных тотемных птиц, животных и растений. Их заживо сжигали на жертвенных кострах. Обычай жертвоприношения Артемиде исчез уже в классическую эпоху, последнее животное было сожжено заживо в калидонском городе Патры. В Мессене, животных приносили в жертву Артемиде специальные люди – куреты, представители тотемных кланов. Похожий обычай жертвоприношений существовал в Гиераполе: во дворе храма Артемиде разводился ритуальный костер, над которым живьем подвешивались различные звери и сжигались в качестве жертве этой богине.

Артемида была одной из прекраснейших богинь, она приходилась старшей сестрой Аполлону и подобно Афине пожелала навсегда остаться девственницей. Древние греки называли ее «Чистая Артемида», они знали, что девственная богиня не позволяла даже смотреть на себя, однако юный Актеон пренебрёг этим знанием.

Актеон, сын Аристея, был таким же самозабвенным охотником, как и Артемида, и мог бы симпатизировать ей, если бы не был так легкомыслен. Он погиб из-за собственной неосторожности. Одним утром, он как обычно со своей сворой охотничьих собак бродил в поисках дичи по лесам и горам. Ни одна птица не могла спастись от его оперенных стрел, и никому из животных не удавалось избежать смерти от меткого копья Актеона. К полудню он дошел до необыкновенной красоты лесному ручью, в котором он заметил купающуюся Артемиду со всеми своими нимфами. Актеон мог укрыться в кустах и наблюдать за купающимися девушками. Как только он сделал шаг, чтобы приблизиться к обнаженной Артемиде, под его сандалиям хрустнула ветка, и выдала его присутствие. Когда обнаженная Артемида обернулась и увидела Актеона, то, как бы играючи плеснула в него водой, отчего тот сразу же превратился в оленя. Теперь растерянный охотник не мог вернуться ни в родной дом, потому как его не узнали бы родственники, и не мог оставаться в лесу, так как другие охотники могли убить его. Актеон стал метаться по лесу, не зная, куда ему податься. На след превращенного в оленя Актеона напали его же собаки. Актеон попробовал убежать, он кричал своим псам «Это я, Актеон! Неужели вы не узнаете своего хозяина?!» Однако вместо своего привычного голоса, он издавал непонятные звуки. Вскоре он запутался рогами в ветвях деревьев и был разорван собственными собаками.

Артемида была настоящей лесной владычицей. Древние греки изображали ее бегущей в окружении нимф и охотничьих собак, на ней было платье до колен, а ноги ее стягивали ремни сандалий. Чаще всего ее изображали несущей свой серебряный лук или копье.

Владычица зверей Артемида выискивала оленей, рога которых путались в густой чаще леса. Она ставила разнообразные силки на зайца, и подстерегала огромных кабанов, спрятавшись в дупле гигантского дерева. Большую часть времени Артемида проводила в наполненной ароматами лесной прохладе. Питалась прекрасная богиня преимущественно мясом оленей, она надевала большие куски на острие копья и жарила его на костре.

Вечером, при свете луны, нимфы брались за руки и танцевали до поздней ночи. Младший брат Артемиды Аполлон, часто приходил на вершину Парнаса, он играл на кифаре, а музы пели сладкие песни. Слушать ети прекрасные напевы иногда водила известными тропами своих нимф Артемида.

Артемида была очень романтичной богиней, однако, народ Пелопоннеса почитал ее одновременно и как богиню плодородия, и как богиню смерти. Поскольку она давала урожай земле, древние греки посвящали ей родники, реки и болота. Артемиде воздавали почести, как в лесных районах Греции, так и на возделываемых полях. Артемида благословляла и оберегала животных, растений и даже детей, которых поручали на ее опеку. Без помощи и поддержки Артемиды не проходили ни одни роды.

В Спарте было принято сечь мальчиков у священного алтаря так, чтобы кровь их брызгала на святыню. Эта традиция берет свое начало в те далекие времена, когда Артемиде, как богине смерти, приносили человеческие жертвы. Однако даже тогда, когда вместо человеческих жертв у статуи Артемиды просто секли мальчиков до крови в Тавриде (нынешний Крым) еще приносили в жертву людей – чужестранцев и путешественников.

Как и Аполлону, Артемиду считали благодетельной богиней, древние греки молились ей о здоровье близких. К алтарю Артемиды было принято приносить детские игрушки в день свадьбы, девушки слагали на ее святынях пряди своих волос.

Беременные женщины постоянно молились богине Артемиде об удачных родах. До наших дней дошла одна из великого множества молитв этой богине: «Пояс с красивой бахромой и тунику положил Аттис у врат твоего храма, богиня молодых девушек, дочь Латоны, дабы ты сделала так, чтобы ребенок родился живым и здоровым».

Рыбаки же взывали к Артемиде с другой молитвой: «Я, рыбак, даю тебе, Артемида, жареную рыбу. Для тебя до краев наполняю кубок чистым вином и для тебя преломляю кусок черствого хлеба – жертва бедная, но принесенная от всего набожного сердца. За это прошу тебя сделать так, чтобы сети мои всегда были полны рыбой». Прося защиты от воров, люди приносили в жертву Артемиде козу. Путешественники по своему возвращению в знак благодарности за то, что остались живы, вешали шляпу в роще Артемиды.

В храме Артемиде на острове Делосе ходила легенда о юноше по имени Аконтий. Он часто приходил в этот храм и однажды встретил прекрасную девушку, и сразу влюбился в нее, ее звали Кидиппа. Юноша знал о законах этого храма, поэтому он взял яблоко и написал на нем: «Клянусь храмом Артемиды, что выйду замуж за Аконтия». Он бросил яблоко под ноги своей возлюбленной. Кидиппа подняла упавшее яблоко и прочла надпись на нем вслух. Возмущенная прочтенным, она отбросила яблоко в сторону, однако, даже не осознавая этого, уже связала себя клятвой. Кидиппа долгое время сопротивлялась браку с Аконтием, но в итоге все же вышла за него замуж. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе. Непорочная богиня знала о чувствах людей больше, чем сами люди, поэтому браки, благословенные Артемидой были прочны и счастливы.

Артемида практически всегда изображалась с серебряным луком, колчаном стрел, в короткой тунике с оголенными руками и ногами. В волосах ее сверкала диадема-полумесяц. Однако в одном храме, посвященном этой богине, археологи обнаружили иное представление Артемиды – богиня всего сущего, мать со ста грудями. Этот храм расположен в Эфесе, на берегу Малой Азии. Позже было выяснено, что изображения в храме принадлежали богине азиатской. Ее культ, жившие там греки, попросту переняли у своих соседей.

В некоторых городах, таких как Афины, Эпидавре и остров Делос к имени Артемида прибавляли прозвище Геката (Артемида Геката – Артемида, мечущая в цель). Именно поэтому Артемиду сравнивали с богиней Малой Азии, почитаемой в тех землях.

Геката считалась богиней смерти. Ее изображали в виде вампира на кладбищах и перекрестках дорог в окружении духов и псов. Чтобы задобрить богиню смерти, древние греки оставляли на перекрестках дорог трупы животных. Ее также почитали как богиню волшебства. Древние колдуньи всегда призывали ее на помощь для сотворения заклинания.

В зависимости от времени и места греки постоянно меняли свое представление Артемиды. Древнейший после Гомера поэт Гесиод воспевает ее как великую богиню-охотницу, покровительницу рожениц и владычицу зверей. Немного позднее, ее стали изображать в виде мистической богини смерти окруженной злыми духами.

Гесиод воспевал ее как ребенка звездных богов. Она считалась любимицей богов, и в частности самого Зевса. Люди получали от нее все, о чем просили: богатство, славу, силу, защиту в бою, справедливость и победу. Ни одно жертвоприношение не проходило без упоминания ее имени.

Источники

  • Гесиод. Теогония. 918; Аполлодор. I.4.1; Аристофан. Птицы. 870; Сервий. Коментарий к «Энеиде» Вергилия. III.73.
  • Гомеровский гимн к Аполлону Делосскому. 14 и след.; Аполлодор. Мифы. 140; Элиан. Пестрые рассказы. V, 4; Фукидит. III. 104; Страбон. X.5.5.
  • Каллимах. Гимн к Артемиде. I и след.
  • Павсаний. V.7.2
  • Аполлодор. III.8.2.
  • Ян Парандовский «Мифология». «Czytelnik». Warszawa. 1939
  • Рудольф Мертлик Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. – М.: Республика, 1992. — 479 с.
  • Scott A. Leonard «Myth and Knowing»
  • Нейхардт А.А. «Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима» — 1990
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Н. А. Кун «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях», 1922
  • Dennis R. MacDonald «The Homeric Epics and the Gospel of Mark»
  • Роберт Грейвс - Мифы Древней Греции (Bibliotheca mythologica) - 2005 г


Алфавитный указатель и поиск

Реклама
Лента новостей


Курение марихуаны угрожает зрению 15:16  10.12 • Курение марихуаны угрожает зрению
Исследования показали негативное воздействие марихуаны на зрительный нерв, замедляющее передачу зрительного сигнала в мозг


В янтаре обнаружен сохранившийся хвост динозавра 11:17  09.12 • В янтаре обнаружен сохранившийся хвост динозавра
Фрагмент хвоста динозавра хорошо сохранился в янтаре и стал настоящей сенсацией в научном мире.


Mars One задерживает отправку первых колонистов на Марс 08:25  09.12 • Mars One задерживает отправку первых колонистов на Марс
Базирующаяся в Нидерландах фирма в очередной раз перенесла сроки реализации своих амбициозных планов из-за проблем финансирования.


На озере Лох-Несс участились появления его загадочного обитателя 12:56  08.12 • На озере Лох-Несс участились появления его загадочного обитателя
Исследователи отмечают, что в этом году не было недостатка в количестве встреч с таинственным обитателем озера Лох-Несс.


Сможем ли мы «увидеть» 25-й час 11:05  08.12 • Сможем ли мы «увидеть» 25-й час
Количество времени в сутках не является постоянной величиной и имеет тенденцию к увеличению. Но сможем ли мы когда-либо поспать «лишний», 25-й часик?


Обнаружено загадочное существо через век после открытия 12:18  07.12 • Обнаружено загадочное существо через век после открытия
Необычный вид морского «чудовища» отряда аппендикулярий был обнаружен и, самое главное, пойман через сто лет после своего открытия.


Термоядерный реактор в Германии превосходит ожидания 10:45  07.12 • Термоядерный реактор в Германии превосходит ожидания
Учёные подтвердили, что экспериментальная машина работает с «беспрецедентной точностью».


В Бенгальском заливе обнаружена огромная мёртвая зона 14:00  06.12 • В Бенгальском заливе обнаружена огромная мёртвая зона
Учёные обнаружили в Индийском океане огромные объёмы бедной кислородом воды


Успешные испытания космического корабля для туристов 12:08  06.12 • Успешные испытания космического корабля для туристов
Компания Virgin Galactic успешно закончила испытания космического летательного аппарата, который предназначен для туристических полётов.


AI предсказывает будущее, просматривая видео 10:29  06.12 • AI предсказывает будущее, просматривая видео
Можно ли научить компьютер предсказывать последовательность будущих событий?


Неизвестные черепа вызвали спор учёных и уфологов 16:15  05.12 • Неизвестные черепа вызвали спор учёных и уфологов
Два странных черепа, найденные археологами в районе природного парка Большой Тхач в Адыгее, стали предметом споров учёных и сторонников версий об НЛО.


Может ли на коричневых карликах существовать инопланетная жизнь 14:18  05.12 • Может ли на коричневых карликах существовать инопланетная жизнь
Учёные утверждают, что есть основания для поиска инопланетной жизни на коричневых карликовых звездах.

 В избранное •  Получать новости на e-mail •  RSS-канал • Архив Архив новостей

Реклама
Реклама


Цитата

Там, где нет воли, нет и пути.

Джордж Бернард Шоу

Реклама
  •
Статистика
Hовости | Библиотека | Заговоры | Лекарственные растения | Энциклопедия | Имена | Гороскопы | Камни | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте | Гостевая | Форум |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2016
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь